facebook ВКонтакте twitter
Мы в социальных сетях
    Издательство    КИСЛОРОД для бизнеса    Интернет-магазин
/

Дачный случай

Дачный случай

                                                             ДАЧНЫЙ СЛУЧАЙ

 

                     Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится.

                                                                                                                 М.Булгаков.

 

 

  Статья получилась большая. Не каждый осилит. Поэтому - сперва выводы.

  1. Сталин не был "заказчиком" убийства Михоэлса.

  2. Он понятия не имел о готовящейся в Минске встрече.

  3. Встреча состоялась в Минске, т.к. там была возможность скрыть спецрейс самолета.

  4. Встреча Михоэлса с кем-то (кого в это время якобы, не было в Минске) была абсолютно необходимой, ибо в отношении его были сильные подозрения,  но не было уверенности.

  5. Результаты встречи были самые неутешительные. Наиболее вероятно, что кто-то из участников, потеряв самоконтроль, убил Михоэлса выстрелом либо ударом.

  6. Убийство никто не готовил (отсюда и шумиха и сплетни).

  7. Участники встречи явились с повинной к товарищу Сталину, и он их простил.

 

  А теперь - по порядку.

 

  Зачем в тысячный раз писать об убийстве С. Михоэлса? Ведь это дело описано во всех подробностях.

  Вначале были слухи... Что закономерно, - Народный артист СССР Соломон Михоэлс и театральный критик Владимир Голубов поехали на несколько дней в Минск в служебную командировку, поселились в одном номере гостиницы "Беларусь" и оба "безвременно умерли"...

  Немного людей испытали такие падения и взлёты после смерти...

  Народный артист СССР Соломон Михоэлс был похоронен в соответствии со званием. Его имя присвоено Государственному еврейскому театру в Москве. Однако, через несколько месяцев после безвременной смерти Михоэлса театр был лишен его имени, а новый художественный руководитель Вениамин Зускин арестован. Никаких разъяснений не последовало.  Одновременно было ликвидировано другое любимое детище Михоэлса - Еврейский Антифашистский комитет. А вскоре театр и училище при нем были закрыты, что ясности не прибавило.

  Появилась уверенность,- это не был несчастный случай или бандитское нападение,- это было политическое убийство.

  В последующие четыре года имя Михоэлса в советской печати не упоминалось.

  Приближалась пятая годовщина смерти великого артиста и режиссера, но никакие мероприятия не планировались. А 13 января 1953 года, в пятую годовщину гибели, газета "Правда" охарактеризовала его как "известного буржуазного националиста" и обвинила в связях с "врачами-вредителями", а также с иностранными разведками. Но не прошло и трёх месяцев, как "врачи-вредители" были освобождены, а та же газета сообщила, что недобросовестными сотрудниками бывшего МГБ "был оклеветан честный советский деятель Михоэлс". А позже во всем обвинили  Берию.

 

   В СССР вокруг гибели Михоэлса долгие 40 лет был заговор молчания.

   Первым и единственным, кто еще в годы "оттепели" сумел сказать об убийстве в советской печати, был Илья Эренбург. "Ночью его позвали в гости - он шел вместе с Голубовым-Потаповым по одной из окраинных улиц, и там не то бандиты убили обоих, не то их раздавил грузовик. Эта версия казалась убедительной весной 1948 года..." "Недавно советская газета, выходящая в Литве (литовский Иерусалим? - Е.Л.), рассказала, что Михоэлса убили агенты Берии. Не стану гадать, почему Берия, который мог бы преспокойно арестовать Михоэлса, прибег к злодейской маскировке; конечно, не потому, что щадил общественное мнение, скорее всего развлекался". (Люди, годы, жизнь. т.3, с. 444-445). На занятиях по "Истории КПСС" нам рассказывали, что у товарища Берии была мания ловить и насиловать юных старшеклассниц, а не убивать старых евреев. По "оттепельной" традиции, Берия был главным организатором всех нарушений социалистической законности...

 

  В 1970-х гг. в эмигрантских изданиях появились многочисленные воспоминания,  свидетельства "очевидцев", в частности, патологических правдолюбцев – Тумермана и «сестер» Шатуновских...  Наконец, после перестройки обнародованы архивные документы, в том числе показания непосредственных исполнителей.

 

  Опубликованные в последние годы документы показывают, что Л.П.Берия не имел к устранению Михоэлса никакого отношения. Напротив, именно он оказался тем неравнодушным человеком, который при первой возможности провёл расследование кровавого преступления. Причем, не по решению ЦК, не по требованию общественного мнения, а по собственной инициативе. Движим стремлением установить истину и восстановить справедливость. Других объяснений его активности у меня нет.

 

  Десяти дней не прошло с похорон Сталина, "врачи-вредители" еще находятся под стражей, а вновь назначенному министру внутренних дел уже дают признательные показания бывшие руководители и сотрудники МГБ. Перечисляют участников, подробно излагают, как готовилось убийство, но самое главное - назвали имя инициатора - И.В. Сталина.  Л.П. Берия - умелый следователь, он обращается не только к памяти подследственных, но и к их совести. Скажем, бывший замминистра МГБ Огольцов в течение суток осознал преступный характер своего деяния и раскаялся. "Серьезной моей виной является и то, что я, слепо выполняя указания по ликвидации Михоэлса, не задумывался над тем, а знает ли об этом Центральный Комитет партии. Моя обязанность была спросить об этом ЦК, поговорить с Вами (Л.Берией - Е.Л.).  Я этого не сделал. В этом я виноват".

  Вот потому-то Сталин не поручил выполнение преступного приказа Л.П.Берии. Он знал, что партийная принципиальность и преданность закону побудят тов. Берия обратиться в ЦК. И тов. Сталину придется держать ответ перед соратниками.

  Об итогах расследования Л.Берия письменно доложил Председателю Совета Министров Г.Маленкову. ("Оказался наш отец...") К этому мы еще вернемся...

 

  Сразу после смерти Сталина Министерство госбезопасности было ликвидировано, а его подразделения переведены в подчинение министра внутренних дел Л.П. Берии. К сожалению, Л.П.Берии не довелось продолжить восстановление ленинских норм социалистической законности, жизнь его вскоре трагически оборвалась, дело об убийстве Михоэлса  было "спущено на тормозах", а большинство участников преступления "наказано" лишением наград.

   («Мы слышали, что Берия восстал против Сталина, и был убит Хрущевым и другими потому, что располагал фактами  их преступлений», - из письма Говарда Фаста Борису Полевому, 1957 г.)

 

  Сами ликвидаторы в подробностях расписали как было дело, - кто приказал, кто организовал, и как рассчитались... Воспоминатели, журналисты и историки досконально выяснили причины и следствия. Одному мне до сих пор ничего не ясно...

 

  Отнестись с доверием к воспоминаниям С.И. Аллилуевой не могу - это типичный "социальный заказ". Она припомнила, как в её присутствии Сталин определил "официальную" версию гибели - "автомобильная катастрофа".  Если бы Светлана Иосифовна меньше интересовалась слухами, а больше читала советские газеты, то узнала бы, что автомобильная катастрофа - официальной версией не была. Официальной версией была -  "безвременная смерть".

 

  Вот и начнём с того, кто приказал.

  Во  всех  показаниях заказчиком "автокатастрофы" назван Сталин. Сразу возникают вопросы.

   А зачем? Тоже "решил поразвлечься?" Предсовмин CCCР как будто забыл, что  является руководителем государства, располагающего следственным, судебным и пенитенциарным аппаратом высокого класса. Ведёт себя не как Вождь, а как руководитель организованной преступной группировки, для которого "замочить" противника соответствует "понятиям", а обратиться в милицию "западло".

  А в чем причина столь необычного "заказа"? Никто из "исполнителей" не высказал никаких предположений на этот счет; через много лет "исследователи" предложили следующую версию. Экономист И.Гольдштейн и литературовед З.Гринберг по просьбе Михоэлса справлялись у родственников Сталина о его личных обстоятельствах и здоровье...

  Сталин настолько рассвирепел, что приказал Михоэлса немедля убить.

  Ловеласа Каплера за "роман" с дочерью-школьницей (которым Каплер похвастался в газете "Правда") в военное время отправил в ссылку, а Михоэлса за какую-то болтовню немедленно уничтожил...

  И какие компрометирующие факты о личной жизни вождя мог узнать Михоэлс? Сталин был настоящим аскетом и в сексуальном и в бытовом отношении. И для чего Михоэлсу добывать сведения о Сталине через третьих лиц от Аллилуевых, с которыми Сталин виделся по праздникам? Он был в прекрасных отношениях с П.С.Жемчужиной и С.А.Лозовским, да и лечатся Михоэлс и Сталин у одних и тех же врачей-вредителей.

 

  А кому Михоэлс мог передавать информацию? "Исследователи" раскопали, что, мол, некие материалы о Сталине были напечатаны в американской бульварной газете (не имеющей названия и номера).

  Не будем искать бульварную газету. Странность какая-то...

  Американская агентура в СССР работала непосредственно на желтую прессу?  Даже если добытая информация представляет собой сплетни, годные только для жёлтой прессы, - едва ли стоило их там публиковать. Так и агентуру засветить можно...

 

  Другое объяснение: Михоэлс настолько популярен в стране и в мире, что арестовывать его никак невозможно. Год спустя арестовали всё руководство ЕАК,  и никто войну СССР не объявил, и санкции не ввёл, и протестов не выразил, и запросов не посылал...  По заслуживающим доверия источникам - Михоэлс был великим актером. Но творческой натуре аплодисментов было мало. Он попытался стать крупным политиком...

 

  Тем не менее, товарищ Сталин "заказал" Михоэлса не банде "Черная кошка", а руководству МГБ СССР и БССР.

  Пытался представить себе, как выглядел сталинский "заказ"...

  "План политических убийств на 1948 год" (А.Солженицын) уже сверстан и утвержден. А тут срочное сверхплановое задание.

  Абакумов доложил Сталину об антисоветской деятельности Михоэлса? или Сталин сам огорошил его новостью?.. Абакумов пытается уточнить: "Может быть, Мехлиса?" Ему велено выполнять, а не переспрашивать. Разъяснений, почему заказчик требует именно автокатастрофу, Абакумов не получил. Никакого бюрократизма, никаких бумаг, все относятся к переданному мнению с полным доверием, никто не воспринимает как провокацию. Понятно, что "политические и философические построения совершенно не нужны учреждениям, где убийства и отравления проходят по четким ассигновкам и за четкими исходящими номерами" (Л.Эльберт). А тут ни ассигновок, ни номеров...

  А "автомобильная катастрофа" означает, что дело поручено не ликвидаторам, а киллерам. Я различаю эти понятия. "Киллер" - заказной или идейный убийца, и неважно, будет он пойман или нет. Главное – никто не собирается скрывать убийство. Киллеры - это Каховский, Каракозов, Гриневицкий, Горгулов, Конради, Каверда, Николаев, Меркадер и пр. Ликвидатор - принципиально иное занятие. Его задача – представить смерть как естественную. Это профессия скромных людей. Да и есть ли они вообще, эти люди? Есть... но под суд попадают редко, - доктора Левин, Плетнев, Казаков - впоследствии реабилитированы....

  А целые бригады врачей-ликвидаторов, "разоблаченные" в 1952-1953 гг. - это чистейшее очковтирательство, рассчитанное на недоумков. Никто из серьезных людей в эту чушь не поверил. Потому - профессия штучная, не массовая, да массы их и не нужны. О факте работы ликвидаторов (имела она место или нет) споры идут порою столетиями (дело о гибели царевича Димитрия и т.д.). Историки, политологи, криминалисты приводят массу аргументов, делают окончательные выводы, а через некоторое время споры о причинах смерти возобновляются. Склянский и Хургин, Фрунзе, Луганец-Ордынский, Лев Седов, Раскольников, Ив Фарж ...

 

 

  Повторяю: ни в одном некрологе слово "автокатастрофа" не присутствует. И на гражданской панихиде никто об этом не говорил. И на вечере памяти Михоэлса... Просто умер человек... Посмотрим журнал "Театр" №1 за 1948 год, вклейка - редакция "...с прискорбием сообщает о безвременной кончине Народного артиста СССР Соломона Михайловича МИХОЭЛСА и ответственного секретаря журнала Владимира Ильича ГОЛУБОВА(ПОТАПОВА)".

  Кстати, часто ошибочно пишут фамилию критика через дефис. Такой фамилии не было. Просто, одни статьи он подписывал фамилией Голубов, а другие - псевдонимом Потапов.

 

  Итак:

  Сталин по одному ему понятным соображениям поручил руководителям МГБ ликвидировать в автокатастрофе артиста и общественного деятеля Михоэлса. Задание было выполнено. Даже перевыполнено...

 

 

  Теперь - о главном.

  А Голубова тоже Сталин "заказал"?!

  Это что: "перевыполнение задания" или "подарок от фирмы"?!

  И за такое  - ордена?!

  Допустим, Михоэлс какими-то поступками вызвал сталинский гнев, но чем мог прогневить Вождя скромный театровед Владимир Голубов? Он-то интереса к сталинской личной жизни не проявлял, в Америке не бывал и сионизмом не увлекался.

  Сталин поручил исполнение заместителю министра МГБ СССР Огольцову. Я много читал о коварных и неуловимых сталинских "асассинах", которые "убирали" врагов рабоче-крестьянского государства в любой точке планеты, не оставляя следов. Задание не слишком сложное,- Михоэлс на советской территории, разыскивать его не надо, охраны у него нет, спецкурса самообороны не проходил. Постоянно среди людей - это минус (помехи), но и плюс (легче подойти и затеряться). Кстати, где Михоэлс заметнее: в Москве или в Минске? Думаю, что в Минске... Там ни минуты не будет находиться в одиночестве - спектакли, обсуждения, заседания, банкеты, визиты...

  Я не прав. Вот показание министра МГБ БССР Л.Ф.Цанавы: "боевая группа МГБ СССР" предпринимала меры к убийству Михоэлса еще в Москве, но сделать это не удалось, так как Михоэлс ходил по Москве в окружении многих женщин". ...а ликвидаторы не выносят женского плача... Почему чекисты были уверены, что в Минске у Михоэлса женского окружения не будет, - неясно.

 

  Порученное дело для товарищей явно новое, неосвоенное. Такое впечатление, что они не читали не только секретные инструкции, но и романы Александра Дюма.

  У Павла Судоплатова не проконсультировались... Руководитель "убойного отдела" понятия не имел о том, что его подчиненные выехали в Минск выполнять "левый заказ".

  Арендовали бы, что ли, у "Джойнта" кого-нибудь из врачей-вредителей... Вовси Мирона Семеновича и т.д.

  С мотивами так и не разобрались...

 

  ***

 

  А зачем Владимиру Голубову псевдоним "Потапов"? Я прекрасно понимаю, когда псевдоним берут революционеры-нелегалы. Отлично понимаю, когда литераторы берут псевдоним Горький, Бедный, Голодный, Бездомный. Знакома из истории ситуация, когда молодого писателя ставят перед дилеммой: текст или паспортная фамилия? Делалось это из этических и эстетических соображений - дабы у читателей не сложилось впечатление, что советская пресса представляет собой сплошной Сион.

  Понятно, когда псевдоним берут Меерович, Лидес или Кауфман. Но Голубов? Достаточно сменить одну букву, и перед нами Голубев, удовлетворяющий самый придирчивый вкус.

 

  ***

 

  А зачем Михоэлсу в Минске Голубов? Можно, конечно, принять объяснение, что советские люди привыкли ездить делегацией. Лишний свидетель, который существенно осложняет операцию...

  На мой обывательский взгляд, двоих и ликвидировать сложнее, а главное, ассортимент сужается до минимума. Не могут же двое умереть одновременно,  допустим, от сердечного приступа. А главное - сразу пошли слухи, и вот уже более шестидесяти лет циркулируют, не прекращаясь.

  Почему товарищ Сталин заказал именно "автомобильную катастрофу"? Если бы Михоэлс был тридцатилетним богатырём с несокрушимым здоровьем... Здоровье Михоэлса не соответствовало возрасту, но в ...худшую сторону. 57-летний артист ходит с палочкой, руки и губы при волнении трясутся. Пьёт спиртное и пьёт лекарства.

  Умер бы пожилой и не слишком здоровый человек - никто бы ничего и не заподозрил (по крайней мере, год). Михоэлс получает продукты из распределителя (тем удобнее), берёт лекарства в кремлёвской аптеке (ещё лучше).

  А тут молодой здоровый Владимир Голубов...

 

  Во всех документах и воспоминаниях утверждается: Голубов - приставленный к Михоэлсу агент-провокатор ГБ.

  Неплохая мысль: послать "свидетеля", который сперва заманит жертву, а потом будет, обливаясь слезами, давать показания: "Я был свидетелем. Верите - раз - голова прочь! Правая нога - хрусть, пополам! Левая - хрусть, пополам!"  Как можно такого профессионала убивать? Тем не менее, убили.

  Объясняют товарищу Берии, мол, его не жалко, т.к. "не пользовался доверием"...

  Полковник Шубняков: "После того, как я доложил т.Огольцову, что Михоэлс и агент доставлены на дачу, он сообщил об этом по ВЧ Абакумову, который предложил приступить к ликвидации Михоэлса и агента - невольного и опасного свидетеля операции".

  Замминистра Огольцов: "Для того, чтобы сохранить операцию в строжайшей тайне, во время операции над Михоэлсом были вынуждены пойти с санкции Абакумова на ликвидацию и агента <...>, потому что последний был в курсе всех агентурных мероприятий, проводившихся по Михоэлсу, бывал вместе с ним во всех местах, он же поехал с ним в гости. Доверием у органов агент не пользовался".

 

  На выполнение особого задания товарища Сталина отрядили агента, "не пользующегося доверием"?! -

  Я в свое время зубоскалил над Солженицыным за карикатурное изображение чекистов, но до такой кадровой катастрофы сам Солженицын не додумался бы. И не дать "вышедшему из доверия" ненавязчивое сопровождение?.. В Минске не было "топтунов", "хвостов", дежурных по этажам, горничных и т.п.? Кстати, какую роль руководители операции отвели ненадежному агенту? А самую главную, ключевую. Если он не сумеет (или не захочет) привести жертву в назначенное место, - операция срывается, спецзадание т. Сталина оказывается невыполненным, а тов. Сталин такое не всегда прощал, иногда и наказывал.

  Угробить агента?! За такое древнеегипетские спецслужбы крокодилам скармливали...

  Хорошо, что остальные участники мероприятия "пользовались доверием", а то могло быть море крови...

 

 

  И почему "командирующие" уверены, что Михоэлс и Голубов будут проводить всё личное время вместе? они были друзьями неразлучными? Не встречал свидетельств... У Михоэлса было много друзей - академик Капица, писатель А.Толстой, дипломат Игнатьев, оперный певец Козловский, эстрадный певец Утёсов, художник Тышлер...

   К сожалению, мне неизвестны  прецеденты, когда Голубов  завлек  жертву к месту убийства.  Где и когда он обучился специальности "агента-провокатора" - понятия не имею, какой имел практический опыт - свидетельств не нашел... 

  А если Голубов будет навязывать своё общество - он только вызовет к себе антипатию, как все назойливые люди. Очевидцы запомнили, что Голубов вел себя крайне нетактично, - находясь на банкете, громогласно уговаривал Михоэлса уйти к инженеру Сергееву. (Григория Распутина заманили к княгине Юсуповой, Соломона Михоэлса к инженеру Сергееву).

  Как можно быть уверенными в том, что Михоэлс не переселится из гостиницы к кому-нибудь из друзей (подруг)?

  Михоэлс и Голубов провели в Минске четверо полных суток, с вечера 8 до ночи с 12 на 13 января.  На вокзале их встретили начальник республиканского Управления по делам искусств тов. Люторович и группа актеров. По прибытии в гостиницу - банкет в ресторане, организованный руководством Белгосета. 1

  Установлено, что 9 января Михоэлс смотрел "Тевье молочника" в Белгосете, после спектакля - ресторан "Заря", около полуночи отправились пить кофе в гости к актрисе Белгосета Юдифи Арончик (по воспоминаниям Ю.Арончик).  По справке МГБ - были в ресторане до 4-х утра.

____________________________________________________________________________

1.Белгосет – Белорусский государственный еврейский театр.

  10 января - спектакль "Константин Заслонов" в Русском театре им. Янки Купалы, где в антракте Голубов встретил некого приятеля в железнодорожной форме. Потом - банкет у артиста Глебова.

  11 января - посетил оперу "Алеся" в оперном театре, после чего состоялось обсуждение спектакля с участием секретаря ЦК КПБ М.Т. Иовчука, затем на машине Иовчука Михоэлс поехал в дом к актрисе Юдифи Арончик, где до двух часов ночи продолжалось обсуждение спектакля. Голубов звал Михоэлса в гостиницу, но ушел один, а Михоэлс пробыл у Арончик до 7-30 утра.

  Чем занимались Михоэлс и Голубов 12 января? ...  Днем обедали в ресторане "Заря", где неожиданно встретили Ицика Фефера, затем вернулись в гостиницу, а в 9 вечера пошли якобы к инженеру Сергееву...

 

  Михоэлс приглашен на вечер в гости к Юдифи Арончик; она и артист Белгосета  М.Сокол ждали Михоэлса с 20-30 до 23-х часов. И до часу ночи звонили в гостиницу.

 

  ***

 

  Почему минчанин Голубов вместо кого-либо из существующих знакомых назвал мифического инженера Сергеева? Видимо, он не хотел, чтобы после их убийства у его знакомых были осложнения.

  Он должен вытащить Михоэлса из гостиницы: "Хватит в нумере сидеть, Соломон Михайлович! Пойдём на прогулку, там нас убивать будут"...

  Понятно, в Москве Михоэлс всегда среди людей (жена, дочки, домработница, коллеги, на раскладушке родственник из "черты оседлости"), удобнее устранить его, когда он один в помещении (купе, номер гостиницы). Средств масса. Человек пожилой, не вполне здоровый, утром никто из помещения не вышел... пока взломали дверь, а медицина уже бессильна.

  В 1990 году в минском журнале "Родник" напечатаны воспоминания актрисы Бел Госета Юдифи Арончик. И оказалось, что командированных было не двое, а трое. Еще всеми забытый парторг Комитета по делам искусств СССР И.М.Барашко. Только Барашко в отличие от неразлучных Михоэлса и Голубова не пьянствовал на банкетах и не гулял по ночным улицам. А свободное время проводил у каких-то родственников.

 

  А что делал в Минске Фефер? Думаю, вот что. Михоэлс не считается с Голубовым. Встреча один или даже два раза срывается. Нервы у всех на пределе. Пришлось резко расширить круг задействованных. Фефер (как минимум своим присутствием) объясняет Михоэлсу, что желание уклониться от встречи свидетельствует против него. А главное - Михоэлс и Голубов оказались в одиночестве. Коллеги, поклонники, просители куда-то подевались...

 

  Вот что удивляет. Наутро высокая делегация после плодотворной работы должна уезжать, а прощальный банкет не затевает ни руководство республики, ни театральная общественность.

  Уступают честь "инженеру Сергееву". Барашко, наверное, обиделся, - он такой же член делегации, а его не пригласили.

  В номере не смолкает телефон, Голубов отвечает, что Соломон Михайлович на ужин к секретарю ЦК не пойдёт, к министру культуры тоже не пойдёт, т.к. приглашён к инженеру Сергееву.

  ... а тов. Барашко возвратился в Москву и прожил еще долгие годы. Бесценных воспоминаний "Последние дни Михоэлса", вероятно, не оставил. А вот отчет о командировке родному Комитету по делам искусств предоставить должен был...

  Спектакль «Константин Заслонов» был удостоен Сталинской премии.

 

  1953 год. Берия  на страже законности. Освобождение "врачей-вредителей". Никто не возразил против освобождения, но многие члены ЦК сочли извещение в газете "Правда" дискредитацией.

  А Берия тут же расследует "убийство" Михоэлса...  спешит...

  Огольцов, Шубняков, Цанава дают признательные показания. Между показаниями разных лиц нет противоречий.

  Почему-то, когда Бухарин признавался в убийстве Кирова, мы его показания считаем ложными, а когда Цанава признаётся в убийстве Михоэлса, мы ему верим безоговорочно. При том, что первый признавался принародно, а второй - конфиденциально.

 

  ***

  Я посмеивался над Солженицыным - мол, низко он ценит профессионализм госбезопасности. А ведь классик был прав...

  Для ликвидации Михоэлса, которого  "можно было ладошкой прихлопнуть" (И.Бунич), понадобилась целая бригада московских чекистов во главе с замминистра Огольцовым.  Минские бы не справились. Сколько нужно человеко-часов для выполнения задания? В детективном романе всю работу за минуты  сделал бы попутчик по купе, либо горничная (официант) в гостинице.

  Республиканский министр Л.Цанава предложил провести мероприятие на его даче (нехристь!). Прогрессивное войско сталинских опричников ведёт себя как шайка дегенератов наподобие американского ку-клукс-клана. И показания какие-то приблизительные: Сталин приказал, мы исполнили. Сколько людей находилось на даче, где именно кто находился и чем конкретно занимался, сколько времени прошло от появления на даче до убийства, кто и на чем вывозил трупы? Подробности никого, кроме меня, не интересуют.

 

  ***

  Первый отчет следствия. Комиссар третьего ранга Бодунов в своём рапорте министру внутренних дел трижды упоминает некоего инженера Сергеева, к которому якобы отправились Михоэлс и Голубов. Вот такой замечательный приятель-инженер у Голубова, что Михоэлс к нему торопится, несмотря на поздний час, холод, ветер, снегопад...

   А.Ваксберг прав, считая, что "это назойливое повторение в сверхсекретном документе, чьим знакомым был мифический Сергеев и что он непременно инженер, конечно, содержит в себе очевидный смысл". Смысл очевиден для элитарной аудитории А.Ваксберга. Мои читатели попроще. Посему, прошу прощения, если обижу кого объяснением очевидного.

 

  Сказали актёрам, что торопятся к инженеру Сергееву. Если бы к крупному деятелю культуры, партийному или советскому начальнику - было бы ясно. А кто такой инженер Сергеев, как его найти, если командированные кому-то срочно понадобятся? Впрочем, у нас - найдут.

 

  МВД и МГБ искали инженера Сергеева по всему Минску... и не нашли. Видимо, искали не там и не то... А что, если "инженер Сергеев" не реальный гражданин, а скажем, персонаж литературного произведения, допустим, пьесы? Где-то мне приходилось слышать это словосочетание. Точно! Это не только персонаж, - это и название пьесы. Популярной в те годы, - за 8 лет (с 1942 по 1950) вышло четыре отдельных издания. Шла во многих театрах СССР, даже в Малом, даже в Биргосете. 2 Хотя автор раскланиваться на сцену не выходил.

  Может быть, с Михоэлсом и Голубовым кто-то хотел посоветоваться насчёт постановки спектакля по этой пьесе?

  Драма о жизни прифронтового города в начале войны. Автор произведения - Всеволод Рокк. Имя хорошее, но фамилия какая-то малоподходящая немецко-венгерская для военного времени. В истории культуры мне неоднократно встречались носители этой фамилии - суперзвезда Третьего Рейха Марика Рокк, поэт-ничевок Рюрик Рокк, персонаж повести Октава Мирбо Себастьян Рокк, и персонаж повести Булгакова Александр Семенович Рокк.

  В данном случае имя Всеволод - подлинное, Рокк - псевдоним. Но ни Бубеннов, ни сам Шолохов в пору раскрытия псевдонимов этого автора не тронули...

  Единственное объяснение, которое приходит на ум - человек укрылся инородческим псевдонимом из страха перед театральными критиками-антипатриотами. Легко представить, какую травлю могли развязать критики-космополиты в отношении драматурга с простым русским именем - Всеволод Николаевич Меркулов.

  В это время он занимал должность управляющего советским имуществом в Австрии. Кстати - член ЦК ВКП(б). А до этого он дважды занимал пост Народного комиссара Государственной безопасности СССР. Позже станет Министром Госконтроля СССР. В 1953 будет приговорён к расстрелу как участник заговора Берии.

  Поразительное объяснение предлагает Г.Костырченко. Он считает, что чекисты предложили это имя в связи с популярностью пьесы среди сотрудников госбезопасности (на спектакли их водили строем в форме).

  Если бы Михоэлс и Голубов не были театральными деятелями, выбор имени с трудом можно было объяснить совпадением.

  Сталин совмещения политики и литературы не терпел. Всю "ленинскую гвардию", представляющую собой "Союз писателей", уничтожил. А здесь - сделал исключение.

  Полагаю, что у Михоэлса был шанс остаться в живых. Люди, к которым его привезли в Минске, не были уверены в его виновности. Но поведение Михоэлса, явное (и крайне неразумное) желание избежать разговора, свидетельствовало против него. Разговор

2.Биргосет – Биробиджанский государственный еврейский театр.

 

состоялся. Пьесу там обсуждали, либо вопросы, имеющие отношение к управлению советским имуществом, но Михоэлс и Голубов в гостиницу не вернулись.

  А какая, собственно, разница: тот или иной сталинский палач убил гордость еврейского искусства? На мой взгляд - разница принципиальная...

 

                                                               Челябинск-Санкт-Петербург, 2009-2011





Наверх
Поделиться публикацией:
907
Опубликовано 17 янв 2013

ВХОД НА САЙТ