facebook ВКонтакте twitter
Мы в социальных сетях
    Издательство    КИСЛОРОД для бизнеса    Интернет-магазин
/
» » » Кот в мешке для Газпрома - ГТС Украины рискует обернуться ящиком Пандоры

Кот в мешке для Газпрома - ГТС Украины рискует обернуться ящиком Пандоры

Кот в мешке для Газпрома - ГТС Украины рискует обернуться ящиком Пандоры

На днях своё продолжение получила холодная «газовая война» между Россией и Украиной -  Газпром оказался как никогда близок к поглощению Газотранспортной системы (ГТС) Украины. Стало очевидно, что незапланированный приезд президента Виктора Януковича в Москву и встреча с президентом России Владимиром Путиным в Сочи 26 мая оказались не случайными. В украинских СМИ (в частности, в газете Коммерсант-Украина) появилась информацию о том, что во время воскресной встречи президентов России и Украины было достигнуто соглашение о создании консорциума или совместного предприятия (СП) по управлению ГТС Украины взамен на снижение цен на газ для Украины при одновременной обязанности Газпрома профинансировать модернизацию газовой инфраструктуры.

Насколько можно судить, в договорённостях между Путиным и Януковичем, если таковые были действительно достигнуты (официального подтверждения до сих пор не последовало ни от одной из сторон), гораздо больше политической составляющей, нежели здравого смысла и экономического расчёта. Судя по всему, в Кремле принято принципиальное решение на втягивание Украины в орбиту геоэкономического и геополитического влияния России (точнее, её нынешнего руководства) любой ценой. Вопросы экономической целесообразности отходят на второй план – сверхприбыли Газпрома от возможности гарантировать фиксированные масштабы прокачки газа через Украину в Европу, избежать постоянные пересмотры размеров транзитных пошлин и незаконный отбор газа из магистральных газопроводов перевешивают все возможные издержки.

Во-первых, согласно имеющейся информации, Газпром готов снизить цены на газ для Украины на 35-40% - с сегодняшних 420-430 долл. за тыс. куб. метров до 260-280 долл. Совершенно очевидно, что это приведёт к сокращению не только прибылей Газпрома, но и снижению поступлений в бюджетную систему России за счёт сокращения сбора таможенных пошлин и налогов. Совершенно непонятно, по какой причине Газпром соглашается снизить цены для украинских потребителей на 35-40%, тогда как российские граждане и промышленные предприятия сталкиваются с ежегодным безудержным ростом внутренних цен на газ  на 15-20%.

Да, цены на газ внутри России без малого в три раза ниже тех уровней, по которым российский газ покупают страны Еврозоны и Украина (130-135 долл. за тыс. кубометров газа против 450-470 долл. соответственно). Однако имело бы смысл сохранить льготные цены для отечественных потребителей, а не судорожно повышать их до среднеевропейского уровня под псевдонаучные лозунги о стимулирующем эффекте растущих издержек для энергоэффективности, обеспечивая пресловутую равнодоходность внутренних и внешних поставок.

Дополнив льготные цены на газ активными мерами в области денежно-кредитной, налогово-бюджетной, научно-технической, валютной и промышленной политики по стимулированию развития наукоёмкой промышленности и обрабатывающих производств можно было бы обеспечить мощное конкурентное преимущество для отечественных товаропроизводителей и облегчить бремя роста цен на товары и услуги первой необходимости для малоимущих россиян.

Во-вторых, правительство Украины обещает предоставить Газпрому контроль не над всей ГТС Украины, а лишь над магистральными газопроводами. Тогда как распределительные сети, обеспечивающие поставки «голубого топлива» конечным потребителям газа (населению, коммунальному хозяйству, электроэнергетике, промышленным предприятиям и т.д.), останется в руках украинских властей и аффилированных с ними предпринимателей. Именно контроль над распределительными сетями мог бы обеспечить Газпрому извлечение сверхдоходов от поставок газа – розничные цены на топливо существенно (иногда в разы) превышают оптовые цены поставщиков газа.

Газпром же в случае оформления договорённостей между руководством России и Украины может получить контроль на магистральными газопроводами, общая протяженность которых составляет порядка 37,1 тыс. км. (22 газопровода на поставку газа в Украину, а 15 – на вывоз газа). Из которых 14 тыс. км. приходится на трубопроводную систему крупнейшего диаметра (1020-1420 мм.). Тогда как протяжённость распределительных газопроводов превышает 246,1 тыс. км.

Справедливости ради стоит сказать, что ГТС Украины состоит не только из газопроводов, суммарная протяжённость которых составляет порядка 283,2 тыс. км. Помимо них в газовую инфраструктуру входят газовые хранилища (всего 13 подземных хранилищ общим объёмом в 32 млрд. кубометров, что эквивалентно 21,3% суммарных мощностей хранилищ в Европе). А также компрессионные и газоизмерительные станции.

К ним Газпром никто допускать не собирается – в лучшем случае власти Украины готовы пожертвовать своей возможностью пересмотра величины транзитных пошлин, незаконного забора газа и перекрытия транзитных поставок топлива в Европу. К наиболее лакомому куску – распределительным сетям – российскую газовую монополию в Киеве допустить не готовы ни под какими предлогами – это очень чувствительная с политической и социальной точки зрения сфера, утрата контроля над которой поставит руководство Украины под полный контроль Москвы.

В-третьих, далеко не факт, что достигнутые на днях Путиным и Януковичем в Сочи договорённости обретут договорную форму и будут исполняться. С формальной точки зрения, они не оформлены в письменном виде и не имеют совершенно никакой юридической силы. По-прежнему остаётся в силе договор на поставку газа в Украину, подписанный в самом начале 2009г., который плотно удерживает Украину на газовом крючке и в полной зависимости от Кремля.

Вполне вероятно, что амбиции и планы Януковича допустить Газпром к ГТС Украины без учёта мнения и интересов Евросоюза вызовет серьёзное недовольство не только среди крупного олигархического капитала на Украине, но и среди европейских финансово-политических элит, которые как огня боятся усиление позиций Газпрома в Европе и всеми силами пытаются ослабить зависимость Европы и европейской периферии от поставок российского газа и нефти. Велика вероятность того, что после возвращения в Украину президенту Януковичу позвонят из Брюсселя и намекнут на необходимость учитывать геоэкономические и геополитические интересы Евросоюза.

Стоит напомнить, что сам Евросоюз был согласен на создание СП по управлению ГТС Украины на троих – по 33% должно было достаться Еврокомиссии и России, а пакет в 34% акций должен был достаться Украине, сделав её формально старшим партнёром. В рамках такой схемы Еврокомиссия была готова выделить финансовые ресурсы на модернизацию газовой инфраструктуры Украины. Однако по понятным причинам в Кремле не захотели сдавать ГТС Украины без боя европейским элитам и становится младшим партнёром в консорциуме. 

В-четвёртых, даже если Янукович сможет пролоббировать закрепление на законодательном уровне достигнутых в Сочи договорённостей, то нет совершенно никаких гарантий того, что Украина будет способна нарастить объёмё импорта российского газа с сегодняшних 18 млрд. кубометров до 40-45 млрд. Федеральный бюджет Украины на 2013г. составлен из среднегодовой цены на российский газ в 420-425 долл. Даже если цена на газ будет снижена на 35%, власти Украины не смогут позволить себе удвоить объёмы импорта российского газа. Более того, совершенно не понятно, с какой целью эти объёмы газа вообще потребуются Украине, экономика и промышленность которой находятся в депрессивном состоянии.

В-пятых, становится не понятно, с какой целью затевались капиталоёмкие «олимпийские стройки» Газпрома – газовая монополия активно строит «золотые» в прямом и переносном смысле этого слова газопроводы в обход Украины. Пропускная способность Северного потока должна составить 55 млрд. кубометров газа, а Южного – 63 млрд. Итого 118 млрд. кубометров, что не позволяет наполнить новые ветки газопроводов без сокращения объёмов транзита «голубого топлива» через ГТС Украины.

В таком случае не понятно, зачем тратились десятки миллиардов долларов на построение самых дорогих в мире и крайне затратных в техническом обслуживании газопроводов, если они оказываются бессмысленными и не решают главную задачу – снижение зависимости поставок российского газа в Европу от политической ситуации на Украине. Газпром по большому счёту упустил технологическую гонку в газовой промышленности (технологии СПГ, добычи сланцевого газа, глубоководной добычи на шельфе и т.д.) и ежегодно теряет позиции на уже существующих рынках сбыта. И вместо этого строит крайне капиталоёмкие, коррупциогенные и дорогие в обслуживании ветки газопроводов, главное преимущество которых – возможность обогащаться на завышении сметных затрат и внутрикорпоративном воровстве.

Газовая дубинка Кремля

В последние годы Газпром превратился в газовое оружие Кремля – благодаря этой нефтегазовой дубинке руководство России решает свои экономические и политические амбиции, а также продвигает коммерческие интересы приближенного к власти крупного олигархического капитала на постсоветском пространстве. Достаточно вспомнить, с каким цинизмом в Кремле довели до состояния финансово-экономической катастрофы и дефолта «братскую» Белоруссию, списав все беды и невзгоды на «тираническую власть» Александра Лукашенко и запуск «печатного станка» со стороны Национального Банка Белоруссии.

Благодаря без малого трёхкратному повышению экспортных цен на газ в Кремле ввергли Белоруссию в острейший валютно-финансовый кризис – дефицит внешнеторгового баланса республики подскочил до 8 млрд. долл., что спровоцировало вымывание золотовалютных резервов и вызвало панику на внутреннем валютном рынке. Как результат, правительство Белоруссии было вынуждено пойти на поклон к международным кредиторам (прежде всего, к МВФ) и согласилось допустить Газпром к своей газотранспортной инфраструктуре. Благодаря газовой дубинке руководству России удалось вскрыть внутренний рынок Белоруссии для крупного российского капитала – российские олигархи практически сразу же заявили о намерении скупить предприятия во всех наиболее высокорентабельных секторах экономики и отраслях промышленности – нефтехимия, нефтепереработка, производство удобрений, АПК, транспортное машиностроение и т.д.

Другое дело, что Лукашенко как национально ориентированный руководитель при всех своих недостатках отказался за спасибо (т.е. с существенной скидкой) сдавать командные высоты в экономике крупным бизнесменам и мародёрам из  Москвы. А приближенные к власти российские олигархи и «эффективные частные собственники», привыкшие к дармовой «ваучерной приватизации», незаконным кредитно-залоговым аукционам, фиктивным «инвестиционным конкурсам» и распилу бюджетных ресурсов, как и положено паразитам отказались платить правительству Лукашенко реальную рыночную цену за белорусские предприятия.

Насколько можно судить, пришла очередь Украины – сломав сопротивление Белоруссии и вынудив правительство Лукашенко сдать ГТС республики в руки Газпрома, Кремль намерен повторить аналогичный сценарий на Украине. По состоянию на начало 2013г. экспортная цена на газ для Украины была установлена в размере 450 долл. за тыс. кубометров газа. Украинские власти не перестают утверждать, что подписанные в январе 2009г. Тимошенко и Путиным соглашения носят антиконституционный характер и противоречат государственным интересам Украины. В Киеве требуют снизить цены на газ практически в два раза – до 250 долл. за тыс. кубометров газа.

Стоит отметить, что при нынешних ценах на газ, которые установлены Россией для Украины на уровне экономически развитых стран Еврозоны, экономика Украины становится в принципе неконкурентоспособной, а производимая в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве продукция теряет ценовую конкурентоспособность. По большому счёту, экономика Украины является упрощённой версией российской деиндустриализированной «экономики трубы», в которой как в капле воды отражаются все структурные дисбалансы и перекосы отреформированной России.

В Украине, как и в России, уровень энергоёмкости ВВП и ресурсоёмкости промышленного производства в 3-4 раза превышает показатели стран Еврозоны и в 5-7 раз превышает отметки США, Японии и Южной Кореи. Степень износа основных фондов в обрабатывающей промышленности достигает 50-55% официально и свыше 65-70% на самом деле. Базовая технологическая инфраструктура находится в аварийном состоянии с износом мощностей в диапазоне 75-80% и средним сроком эксплуатации в 35-40 лет.

Для обеих стран характерен чудовищный моральный и физический износ производственных мощностей – эксплуатируются производственные и управленческие технологии 1970-1980х гг., которые несовместимы с сегодняшними запретительно высокими ценами на энергоносители и прочие сырьевые товары (в том числе чёрные, цветные и редкоземельные металлы). И если российская экономика затухает и скатывается в кризисное состояние даже при внутренней цене на газ в 130-135 долл. за тыс. кубометров газа, то несложно понять, в каком состоянии находятся экономика Украины и её обрабатывающие производства при цене на газ свыше 450 долл. за тыс. кубометров. Это запретительно высокая цена на «голубое топливо», несовместимая с жизнью украинской экономики.

Это традиционная двухконтурная сырьевая экономика, парализованная судорогой «голландской болезни», в которой наряду с высокорентабельными экспортоориентированными секторами (металлургия, добыча угля, энергетика и т.д.), извлекающими колоссальные сверхприбыли от эксплуатации природно-сырьевой, монополистической и инфраструктурной ренты, соседствуют ориентированные на внутренний рынок с низким платёжеспособным спросом обрабатывающие производства. Как и в случае с Россией, эта классическая модель, хорошо известная в экономической науке, дополняется так называемым «бюджетным бизнесом», который нацелен на разворовывание бюджетных ресурсов и перераспределение финансовых потоков государства в карманы приближенных к правящему классу бизнесменов и детей чиновников.

Справедливости ради стоит сказать, что и при цене на газ в 250-280 долл. за тыс. кубометров экономика Украины не имеет особенных шансов на существование в долгосрочной перспективе. При существующем уровне износа основных фондов и развития технологий 40% скидка в цене на газ от Газпрома способна лишь выиграть время (порядка 4-5 лет) для руководства Украины, которое следует потратить на интенсивную структурно-технологическую модернизацию экономики и инфраструктуры. Однако, как и в случае с Россией, никаких подтверждений приверженности властей курсу  на преодоление технологической отсталости и развитие обрабатывающей промышленности высоких переделов пока не наблюдается. По крайней мере, не на словах, а на деле.

Руководство Украины вынуждено лавировать между молотом и наковальней. С одной стороны, крупный бизнес Украины и олигархические кланы ориентируются на Запад и выступают за ускоренную интеграцию в Европейский Союз, на территории которого они хранят свои капиталы, где скупают недвижимость и где держат свои семьи. Как и их коллеги из России, крупные украинские бизнесмены и чиновники видят источник легитимности своего капитала не внутри страны (т.е. в населении своих стран), а вовне – в финансово-политических элитах Европейского Союза.

С другой стороны, объективные экономические реалии подталкивают Украину на более тесную финансово-экономическую, валютную, производственную, научно-техническую и культурологическую интеграцию с Россией. В условиях избыточного насыщения и перенасыщения единого европейского рынка товарами, услугами, трудовыми ресурсами, капиталом и технологиями, Украина и производимая её деиндустриализированной экономикой продукция становится лишней и никому не нужной не европейском рынке. Тогда как российский рынок, в условиях продуманной и научно обоснованной стимулирующей финансово-экономической политики обладающий колоссальным потенциалом расширения платёжеспособного спроса, способен стать мощным стимулом для подъёма экономики Украины и её промышленности.

Объективные интересы Украины и её народного хозяйства вступают в противоречие со столь же объективными коммерческими интересами правящего класса, что, безусловно, срывает процесс реинтеграции на постсоветском пространстве. Однако власти Украины прекрасно понимают, что Кремль в любом случае добьётся своего и получит контроль над газотранспортной инфраструктурой страны. Власти России имеют возможность задушить Киев в объятиях Газпрома, уничтожив остатки несырьевой промышленности Украины и столкнув страну в финансово-экономический кризис. Янукович вынужден договариваться с руководством России – иного пути у него просто нет.

Украина уже успела залезть в долговую петлю иностранных кредиторов -  как и в случае с Россией в 1990-е годы, МВФ увязывает предоставление займов Киеву с следованием планам финансового «оздоровления» и «стабилизации», которые при. Притом что в первые месяцы 2013г. совокупный внешний долг Украины превысил отметку в 135 млрд. долл. (76,6% ВВП), из которых 27,3 млрд. приходится на органы государственного управления, а 4,85 млрд. на органы денежно-кредитного управления. Совокупная задолженность Украины перед МВФ превышает 13 млрд. долл., что эквивалентно без малого 43% международных резервов НБУ.

Да, остаётся возможность апеллировать к нелегитимности подписанного в январе 2009г. Путиным и Тимошенко газовым соглашением на откровенно кабальных для Украины условиях. Цена на газ увязывается с изменением цен на нефть и нефтепродукты на европейском рынке за последние 9 месяцев, а затем предоставляется 30% скидка за размещение российского черноморского флота в Крыму.Однако в Кремле не хотят всерьёз воспринимать эти тезисы Киева и отказываются пересматривать формулу цены без вступления Украины в Таможенный Союз и передачи контроля над ГТС страны в руки  Газпрома.

Кот в мешке для Газпрома

Однако, далеко не всё так однозначно радужно для Газпрома – судя по всему, газовая монополия купила «кота в мешке». ГТС Украины напоминает чёрный ящик, который рискует оказаться ящиком Пандоры не только для «национального достояния», но и для всей экономики России. Имеет смысл напомнить, что власти Украины готовы допустить Газпром к своей ГТС только в том случае, если захлёбывающийся от сверхприбылей Газпром согласится на правах старшего партнёра профинансировать модернизацию и капитальный ремонт украинской газотранспортной инфраструктуры. В силу высокой степени износа основных фондов, достигающего 70-75%, и аварийного состояния целого ряда объектов ГТС, это крайне капиталоёмкий процесс.

По самым предварительным и оптимистичным оценкам украинских экспертов и властей речь может идти о 5-7 млрд. долл. Однако эти цифры выглядят откровенно «причёсанными» и крайне далёкими от реальных потребностей в инвестициях – это своего рода предпродажная оценка актива, которая не должна отпугнуть потенциального участника СП по управлению ГТС Украины. Практически наверняка итоговая смета затрат и фактический бюджет на модернизацию в 1,5-2 раза превысят предварительную оценку, на которую ориентируются как в Кремле, так и в самом Газпроме.

Другое дело, что российскую газовую монополию это, судя по всему, нисколько не смущает – в Газпроме привыкли к перманентному повышению стоимости инвестиционных проектов в ходе их реализации. Ему не привыкать строить «золотые» в прямом и переносном смысле этого слова газопроводы – себестоимость строительства веток Южного и Северного потоков оказалась в 2-2,5 раза выше, чем в странах с аналогичными климатическими, географическими и геологическими условиями (Норвегия, Великобритания, штат  Аляска в США и т.д.).

Совершенно очевидно, что за всю эту бездумную роскошь газовой монополии и политические амбиции Кремля придётся расплачиваться рядовым гражданам России и несырьевой обрабатывающей промышленности, цены на газ для которых Газпром ежегодно «индексирует» на 15-20%. Аппетиты Газпрома, обладающего колоссальными лоббистскими возможностями и административным ресурсом, поистине впечатляют – только по официальным данным Росстата за период 2000-2012гг. цены на сетевой газ для населения выросли в цене в 9,78 раз, тогда индекс потребительских цен (т.е. инфляция) вырос в 3,5 раза, дефлятор ВВП увеличился 4,94 раза, а тарифы на грузовые перевозки подскочили в цене 6,34 раза.

Другими словами, «национальное достояние» при полном попустительстве федеральных чиновников и правительства планово ежегодно лоббирует свои интересы и добивается от Федеральной Службы по Тарифам повышения цен на «голубое топливо» для внутренних потребителей темпами, в 2,5-3 раза превышающими официальный рост цен в экономике. Совершенно очевидно, что скачкообразный рост цен на газ наряду со скачкообразным удорожанием остальных услуг естественных и псевдоестественных монополий (электроэнергия, вода, тепло, грузовые перевозки, ЖКХ и т.д.) провоцирует увеличение издержек производства, раскручивает маховик инфляции, усиливает деградацию в обрабатывающей промышленности и примитивизацию производства, одновременно удерживая в бедности и нищете 65-70% россиян.

 





Наверх
Поделиться публикацией:
753
Опубликовано 31 май 2013

ВХОД НА САЙТ