facebook ВКонтакте twitter
Мы в социальных сетях
    Издательство    КИСЛОРОД для бизнеса    Интернет-магазин
/
» » » От «нечестной приватизации» к «солидарному» акционированию

От «нечестной приватизации» к «солидарному» акционированию

От «нечестной приватизации» к «солидарному» акционированию

Одна из самых неоднозначных идей Владимира Путина, высказанных им в режиме предвыборных предложений, стала идея о целесообразности закрытия проблемы «нечестной, прямо скажем, приватизации, всяких аукционов»… Предложение это чрезвычайно возбудило не только бизнес-сообщество, но и все население страны. Предпринимателей – пугающей перспективой возможного «раскулачивания», простых граждан – надеждами на возмещение понесенных в годы «нечестной приватизации» потерь.

Сама идея каким-то образом компенсировать социальные и бюджетные издержки приватизации, безусловно, не нова, и - в различных вариациях - высказывалась не раз и не два, однако неизменно натыкалась на проблему невозможности технологично, более или менее справедливо и, самое главное, юридически безупречно её осуществить. По этой причине в адрес Владимира Путина после реанимации данной идеи в стенах РСПП посыпались логичные упреки в популизме со стороны представителей бизнеса и либеральной оппозиции. К примеру, в воскресенье (19 февраля) на пресс-конференции в Екатеринбурге кандидат в Президенты РФ Михаил Прохоров заявил, что пересмотр итогов приватизации приведет к гражданской войне. Защищать данный тезис с вполне объяснимым напором бросились и Кудрин, и Чубайс, и Нечаев, и многие другие «либералы», причастные к утверждению в России той модели приватизации, которую, собственно, и признал нечестной Владимир Путин.
Со своей стороны, чиновники, в еще большей степени причастные к реализации в России грабительской схемы приватизации общенациональных ресурсов, поняли идею Владимира Путина по своему - как возможность и необходимость в очередной раз «нагнуть» бизнес в интересах правящей корпорации. К примеру, на днях глава Счетной палаты Сергей Степашин заявил, что возглавляемое им ведомство готово высчитать размер сбора, который должен заплатить бизнес за свое участие в приватизации.

С нашей точки зрения, и Прохоров со своими соратниками, и Степашин со своими сторонниками глубоко не правы.

Прохоров не прав по сути, так как не пересмотр итогов приватизации приведет к гражданской войне, а как раз наоборот – отсутствие надлежащей её переоценки приведет и уже привело к нарастанию гражданского противостояния.

В свою очередь, глава Счетной палаты не прав по форме.

Во-первых, указаний рассчитать размер взноса Владимир Путин не давал. Во-вторых, г-н Степашин невнимательно слушал речь Владимира Путина на встрече в РСПП, который предложил, по сути, подумать над ВАРИАНТАМИ компенсации, сказав буквально следующее: «нужно ввести либо разовый взнос, либо еще ЧТО-ТО ТАКОЕ». (Вот именно «ЧТО-ТО ТАКОЕ» и должно определить сегодня общество, дабы не дать чиновникам в очередной раз испортить здравую идею.) В третьих, удивляет методология, взятая на вооружение главой Счетной палаты, который, похоже, испытывает явные проблемы с пониманием субъектности приватизации.

Известно, что при рассмотрении любого дела и вынесении вердикта участники судебного заседания совершенно четко знают, кто является пострадавшей стороной, кто обвиняемый, кто соучастник преступления, а кто просто свидетель. С нашей точки зрения, главным виновником нечестной приватизации является не бизнес, который всегда таков, каков он есть, - стремится купить задешево и продать втридорога. Он хищник, который естественным образом поедает свою добычу – и в том, что в 90-е годы в России он стал людоедом, виновато, прежде всего, государство, выпустившее хищника из вольера в народ… Таким образом, главный виновник разбазаривания государственных активов в 90-е годы – бюрократия, которая установили преступные правила приватизации. А бизнес стал лишь соучастником этого процесса. (Вину государства, кстати, отчасти признал и Прохоров, который, тем не менее, предлагает чиновникам договориться на уровне олигархически-бюрократического междусобойчика, предлагая начать выплачивать некий приватизационный налог в размере 1 % от прибыли.)

Пострадавшей стороной в российской приватизации, очевидно, стало население страны. Таким образом, сегодня не бизнес в долгу у государства, а государство в долгу у граждан. Посему инициатива «Миши - 1 процент» не закроет страницу с нечестной приватизацией. Чтобы народ и наиболее активная его часть признали итоги организованного номенклатурой мародерства, необходимы не подачки населению, не взятки государству, не откуп, выкуп, налог или разовый взнос. Нужно, чтобы государство изменило правила игры, потому что нечестная и номенклатурная приватизация, начатая в 90-е годы, продолжается. Хотя и осуществляется не так нагло и беззастенчиво, как раньше.

К сожалению, ситуация в настоящее время складывается так, что в СМИ и обществе обсуждаются только два подхода – олигархический и бюрократический. И хдесь даже позиция КПРФ, призывающей национализировать «взад» материально-сырьевую базу страны, фактически является лишь одной из разновидностей бюрократического подхода. На практике, после специально поднятой (дабы как раз и закрыть тему возможного пересмотра истории с приватизацией) дискуссии, все закончится тем, что чиновники, обманувшие народ в 90-е годы, повторно сорвут куш – теперь уже за счет выборочного потрошения нелояльных по отношению к правящей корпорации бизнесов, хотя, возможно, и не настолько грубо, чтобы окончательно вытолкнуть за пределы России оставшийся в ней капитал.

В отличие от олигархов и бюрократов, мы предлагаем обратить внимание на ту часть идеи Владимира Путина, в которой он предполагает введение некой схемы возмещения нанесенного приватизацией ущерба, не сводящейся к взносу с бизнеса. Более того, в отличие от пытающихся тушить на себе горящие шапки приватизаторов, мы считаем, что закрыть историю с нечестной приватизацией технично и безупречно в правовом отношении вполне возможно. Причем, без удара по предпринимательскому сообществу и ухудшения делового климата в стране.

С нашей точки зрения, необходимо искать выход не в попытках заставить поделиться «награбленным» тех предпринимателей, кто владеет активами сегодня – спустя 15-20 лет после их первой приватизации, а в прямо противоположном - в том, чтобы наделить собственностью максимальное число граждан России.

Это важнейший методологический и политический аспект обсуждаемой проблемы, и здесь нужно понимать, что мы не призываем что-то там раздать одной части населения за счет другой её части или тем более что-либо экспроприировать. Любые упреки в том, что кто-то из авторов предлагаемой нами схемы предлагает взять на вооружение принцип «взять и поделить» - априори демагогические. Мы предлагаем прямо противоположное.

Напомним в связи с этим один из важнейших моментов российской приватизации 90-х годов, когда гражданам России разрешили приватизировать квартиры, участки, дачи и т.п. Вряд ли сегодня кто-то возражает против этой ветви приватизации. Вряд ли кто-то сильно возражает также против приватизации ферм, кафешек, магазинов, небольших предприятий и большей части объектов недвижимости. Недовольство людей вызывает приватизация естественных монополий, сырьевых компаний, стратегических предприятий и других активов, которые были приватизированы за символическую цену, т.е. с потерями для страны, а также узкой группой людей - среди своих, кулуарно, и либо вообще без проведения конкурсов, либо в ходе залоговых и иных аукционов, сопровождавшихся разного рода подлогами.

По этой причине сегодня необходимо оценить и пересмотреть не итоги приватизации как таковые, а те принципы и механизмы, по которым были приватизированы многие предприятия общенационального значения.

Возможно, для начала стоит оценить и пересмотреть итоги залоговых аукционов. Мы не возражаем против такой меры, но считаем, что пересмотр итогов залоговых аукционов сам по себе мало что решит.

Да, эта мера принесет какие-то деньги в федеральный бюджет. Она, возможно, позволит укрупнить госпакеты в ряде сырьевых и иных крупных компаний. Да, эта мера позволит в какой-то степени снизить градус недовольства населения нынешним режимом. Однако же пересмотр итогов залоговых аукционов не приведет к росту эффективности управления компаниями и экономикой в целом. Он не повысит производительность труда. Наконец, он не сделает беднее российских олигархов, как не сделает богаче остальные 95 % граждан страны.

Кстати, если уж на то пошло, то куда более важной мерой сегодня мог бы стать мораторий на продажу государственных активов.
Все мы знаем, что системные либералы спешат продвинуть через Дмитрия Медведева приватизационный план, предусматривающий продажу части госпакетов таких предприятий как Роснефть, Транснефть, РЖД, Аэрофлот, Газпром, ВТБ, Сбербанк, Совкомфлот, РусГидро, ФСК ЕЭС, Алроса и других. В СМИ проскочила цифра возможной выручки – 38 млрд долларов. Так вот, по нашим прикидкам, при наведении элементарного порядка в управлении этими компаниями государство может получать доход только по дивидендам от деятельности этих компаний от 10 млрд долларов в год. Разумеется, в случае продажи госпакетов этих предприятий в обозримом будущем кто-то опять скажет: их продажа была нечестной – и снова виновником посчитают бизнес, а не Набиуллину, Медведева и других чиновников, продвигающих названный план.

Главная социально-экономическая проблема России сегодня не в том, что кучка жуликов в какой-то момент урвала для себя кусок государственной собственности – и теперь нужно воздать должное по отношению к этой кучке жуликов. Эта проблема в том, что в России была создана глобальная воровская система, в результате чего у страны и её народа не только были украдены практически все выгодные и прибыльные активы, а также практически мгновенно уничтожен так называемый «общественный капитал», но этот грабеж – с извлечением сверхприбылей кучкой уже далеко, кстати, не российских граждан - продолжается по сей день. В результате чего в стране происходят системно и в гигантских масштабах и вывоз капитала, и деиндустриализация экономики, и деградация  социальной сферы.

Заметим – мы живем не в 1992-ом, а в 2012-ом году.

20 лет назад перед страной стояла задача создать класс собственников, который был призван стать главным субъектом экономического развития. Класс собственников не был создан, была создана узкая и закрытая олигархическая корпорация, которая все больше становится тормозом экономического роста…  Сегодня Михаил Прохоров пытается убедить нас в том, что средний класс – это те, кто хорошо работает и много зарабатывает. Владимир Путин – что это-де бюджетники. На самом деле, основу среднего класса должны составлять владельцы малых и средних предприятий, а также многочисленные миноритарные акционеры тысяч предприятий… Такого класса сегодня в России нет, а значит задача создать класс собственников по-прежнему актуальна. Между тем, спустя 20 лет после начала гайдаризации российской экономики все более актуальной становится и другая задача – роста эффективности управляемых собственниками предприятий.

Сегодня бесхозных предприятий практически нет. Но управление ими в большинстве случаев неэффективно. Одна из причин – та же, что и при управлении государством в целом: один человек, сконцентрировавший в своих руках абсолютную власть, не способен эффективно управлять государством, как один или несколько хозяев не могут эффективно управлять колоссальными, многомиллиардными активами.

Собственников должно быть много. Как можно больше. Наличие множества собственников предполагает рост числа ответственных и заинтересованных в результатах своего труда людей. Дифференциация активов предполагает рост конкуренции. Увеличение числа прямых и непосредственных владельцев активов ведет к росту мотиваций в высокопроизводительном труде (заметим, что производительность труда в России не растет уже лет сорок).

Таким образом, говоря о переоценке итогов приватизации, мы должны говорить не о перераспределении собственности, не об отъеме её у кого-либо и не о возврате активов государству (то есть имманентно коррумпированному чиновнику), а прежде всего о смене принципов приватизации, о переходе на более высокий уровень работы с активами посредством наделения собственностью как можно большего числа активных и квалифицированных людей.

Политически это означает уход от воровского, олигархического и квазилиберльного государства (отстаиваемого сегодня прохоровыми, кудриными и чубайсами) и недопущение возврата к государственно-распределительной системе административного квазисоциализма (проповедуемой зюгановым и мироновым) в пользу формирования «солидарного» государства, отвечающего следующим принципам:

«солидарное» государство исключает такую социальную структуру общества, когда на одном её полюсе концентрируется сверхбогатое меньшинство, а на другом – нищее большинство;

«солидарное» государство не допускает сверхконцентрации активов в руках частных лиц (как и сверхконцетрации власти в руках одной корпорации) и вырабатывает механизмы ограничения этой сверхконцентрации; в то же время в обществе и государстве утверждаются такие законы и правила, которые обеспечивают рост доходов большинства граждан и формирование многочисленного среднего класса как, прежде всего, класса собственников;

«солидарное» государство не допускает вмешательства  бюрократии в управление частными и акционерными предприятиями, вытесняя администрирование свободной экономической деятельностью; соответственно, в политике многочисленных средний класс опирается не на созданные олигархией квазипартии (как сейчас), а на свободно формируемую многопартийную систему, профсоюзы и местное самоуправление;

наконец, «солидарное» государство исключает доминирование какой-либо из полярных форм собственности – крупной частной или, напротив, государственной; в «солидарном» обществе существует конкурентное многообразие форм собственности, в основе чего лежит возможность любого гражданина свободно стать (при наличии у него желания) собственником какого-либо актива, причем, не только в режиме формального владельца, но в режиме управленца – именно таким образом происходит преодоление отчуждения человека от противостоящих ему сегодня производительных сил.

Большинство стран Западной Европы сегодня нельзя назвать капиталистическими или социалистическими. В борьбе работников наемного труда, среднего класса и интеллектуалов с олигархами и чиновниками во многих западно-европейских странах так или иначе в течение последнего столетия утвердились принципы социальной солидарности. Рано или поздно (если не случится глобальной планетарной катастрофы) эти принципы утвердятся и в России.

Предлагаемая нами схема наделения большинства граждан страны активами ряда государственных предприятий и, таким образом, перехода страны на новый, более высокий уровень работы с активами – следующий (после приватизации квартир и участков) важный шаг на пути России к солидарному обществу.
Подчеркиваем: предлагается наделить граждан России акциями и долями не предприятий вообще, а лишь ГОСУДАРСТВЕННЫХ корпораций, а также компаний и ОАО с государственным участием. И не всех предприятий данной категории, а лишь ЧАСТИ из них.

Предлагаемый  формат акционирования  лишь на первый взгляд кажется радикальным. На деле он не потребует дополнительных эмиссий или изъятия долей предприятий у частных собственников. Предлагается безвозмездно, но на определенных условиях передать гражданам России часть акций (назовем их для простоты «народными» или «солидарными» акциями) и долей из госпакетов ряда компаний федерального, регионального, городского и муниципального уровня в размере, не превышающем, допустим, 10-25 % от всего капитала. Процесс наделения граждан России «народными» («солидарными») акциями должен происходить постепенно (волнами, этапами) и распространяться на большинство граждан России.

Представим, что процесс акционирования по предлагаемой схеме начнется с января следующего года. В этом случае, в течение 3-5-ти лет акциями ряда госкомпаний могли бы быть наделены примерно 50-70 млн. граждан РФ, соответствующих двум-трем простым критериям: возраст от 20-25 лет, стаж гражданства в РФ не менее 20 лет и т.п.

Первоначально в перечень акционируемых с участием граждан предприятий могут быть внесены 400-500 федеральных госкомпаний и ОАО с государственным участием. Затем процесс акционирования должен быть распространен на предприятия с госучастием регионального уровня (от 30 до 50 предприятий в каждом из субъектов РФ в первые 10 лет акционирования) и муниципальные предприятия, прежде всего, в регионах Сибири и Дальнего Востока и субъектах РФ с концентрацией в них моногородов… При наделении граждан России акциями региональных, городских и местных предприятий должно учитываться - как долго проживают на конкретной территории включаемые в областные и муниципальные реестры акционеров граждане.

Очевидно, что выделяемые гражданам РФ акции и доли государственных и муниципальных компаний не должны иметь ничего схожего с ваучерами 90-х годов. «Народные» («солидарные») акции должны быть именными и бездокументарными: большинство родившихся в России граждан по достижению ими определенного возраста должны автоматически вноситься в Единый реестр миноритарных акционеров, после чего компьютерная программа методом «случайной выборки» будет расписывать им соответствующие доли из утвержденного Президентом страны (при участии Федерального Собрания РФ и Законодательных собраний субъектов РФ) списка «народных» («солидарных») предприятий, а Сбербанк в рамках реализуемой им ныне программы внедрения единой платежной системы откроет для каждого миноритарного акционера персональный счет, на который будет происходить ежемесячное или ежегодное начисление дивидендов.

«Народные» акции не должны продаваться или передаваться по наследству. (Хотя в перспективе могут передаваться в управление не только нанятым миноритарными акционерами менеджерам, но также, возможно, подвергаться обмену и другим операциям.) Через десять лет после запуска данной системы среднестатистический гражданин РФ, проживающий не менее 5-10-ти лет в конкретном субъекте РФ и не менее 3-5-ти лет на территории какого-либо муниципалитета, должен стать владельцем акций  10-15 предприятий федерального уровня, акций примерно десятка предприятий регионального уровня, включая ряд ресурсоснабжающих компаний, заводов по переработке бытовых отходов, технопарков, коммерческих ВУЗов и клиник, автовокзалов, водоканалов и т.п., а также акций 10-15 городских и муниципальных предприятий, в том числе - управляющих компаний в сфере ЖКХ, городских и муниципальных рынков,  культурно-развлекательные комплексов, ФОКов, Деловых центров, котельных, муниципальных автостоянок, «народных гаражей» и проч.

«Народное» акционирование обеспечит превращение в средний класс большей части (до 80%) коренного населения страны. И дело не только в том, что наделение людей «солидарными» акциями увеличит их реальные доходы. Сам факт превращения перебивающегося с хлеба на квас большинства граждан страны в акционеров различных предприятий будет иметь мощный морально-психологический (объединяющий граждан страны, оздоравливающий атмосферу в обществе, позитивирующий отношение людей к власти, мотивирующий их на подвижничество и т.п.) эффект.

В отличие от предлагаемых ныне некоторыми политическими партиями технологий разделения страны по социальному или национальному признакам, «народное» акционирование - это ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ (то есть – солидарная) технология. Помимо прочего, это технология, во многом исправляющая или устраняющая ошибки и преступления грабительской ваучерной, залоговой и номенклатурной  приватизаций 90-х годов.

Во-вторых,  важнейшим правом любого акционера (миноритарного в том числе) является его право на получение дивидендов. И чем эффективнее работает предприятие, тем больший доход должны получать его акционеры.

Через 7-10 лет после внедрения предлагаемой нами системы акуционирования госпредприятий среднестатистический гражданин РФ должен получать следующий ориентировочный доход по переданным ему государством акциям:
•    от совладения акциями предприятий общенационального уровня – не менее 500 рублей по акции (акциям) одного предприятия - всего до 10 тысяч рублей в год по нынешнему курсу,
•    на региональном уровне – не менее 500 рублей по акции (акциям) одного предприятия, то есть еще 5-10 тысяч рублей в год,
•    на городском и муниципальном уровне – не менее 1000 рублей по акции (акциям) одного предприятия – это еще 10-15 тысяч рублей годовых.

30-35 тысяч рублей на человека в год (на семью, соответственно, 60-70 тыс. рублей годовых) – сумма, явно недостаточная для того, чтобы люди могли позволить себе отказаться от  работы и жить исключительно на дивиденды, однако, вполне ощутимая с точки зрения материальной поддержки большинства российских семей, не имеющих каких-либо доходов помимо зарплат, пенсий или пособий по инвалидности.

Понятно, что для некоторых категорий российских граждан (предпринимателей, коррупционных чиновников и рантье), названные суммы – не деньги, однако участие граждан в акционерном капитале госкомпаний – дело добровольное. Любой гражданин всегда может отказаться от права на «народные» акции, которые в таком случае будут перераспределены между теми, кто намерен воспользоваться данным правом.

Разумеется, выше приведены ориентировочные и МИНИМАЛЬНЫЕ цифры, рассчитанные по показателям текущего объема государственных и муниципальных активов и текущей динамики экономического роста. В потенциале же каждый миноритарный акционер может получать значительно большие дивиденды по, как минимум, двум причинам: во-первых, количество акционируемых федеральных, региональных, городских и муниципальных компаний должно ежегодно и существенно увеличиваться (рост числа и эффективности работы госкомпаний, включаемых в систему «народного акционирования» не за счет национализации действующих частных компаний, а за счет создания новых компаний, должно стать одним из ключевых направлений государственной экономической политики), соответственно, год от года должно расти и число выделяемых гражданам России акций, и, во-вторых, став совладельцем названных кампаний, каждый гражданин России получит права на доступ к корпоративной информации и на принятие решений через участие в собраниях акционеров, он сможет выступать с инициативами, направленными на рост эффективности предприятий – то есть получит возможность влиять на рост их доходности и, соответственно, на размер собственных дивидендов.

Скептики могут возразить: русский народ настолько пассивен, что не будет участвовать в работе предприятий, совладельцем которых он является. Что, мол, большинство граждан привыкли к государственному катку, они ни во что не верят, а потому ничего менять не хотят.
Ответ тут простой: никто и не заставляет граждан участвовать в управлении предприятиями; понятно также, что большинство граждан проигнорируют, а то и не заметят сам факт их включения в состав миноритарных акционеров каких-то компаний. Но речь идет не о тех 90-95-ти процентах, которым (как минимум в первые годы принятия предлагаемой нами схемы) сегодня все «до лампочки», а тех 5 процентах активного населения, которые включатся в процесс управления принадлежащими им долями – а через это постепенно покажут путь и многим другим.

Нужно понимать, что «народное» акционирование – это не мера социальной поддержки, не пособие, не очередной плавленый сырок в чиновной мышеловке, а способ стимулирования экономической и иной активности людей, фундамент становления в России института социальной солидарности, механизм реального контроля граждан за национальным достоянием, инструмент роста качества и  эффективности всего – от конкретного рабочего места до системы государственного управления в целом.

Кстати, важнейший элемент системы «народного акционирования» - формирование и развитие сети эффективных муниципальных предприятий. Именно здесь, на уровне хозяйствующих субъектов, формируемых по месту жительства, призвана наиболее ярко и наглядно проявить себя предлагаемая нами система… Что такое муниципальное предприятие, совладельцами которого становятся жители конкретной территории, например, - жильцы многоквартирного дома? Это управляющая компания нового типа, решающая все те проблемы в сфере ЖКХ, которые не способны решить ныне действующие управляющие компании, созданные в технологии минимонополий и кормушек для местных чиновников и аффилированных с местной властью коммерческих структур, фактически обирающих жителей «управляемых» домов и силой затыкающих им рты в случае, когда те проявляют интерес к процессу ценообразования на жилищно-коммунальные услуги.

Механизм функционирования работы управляющих компаний нового типа, миноритарными совладельцами которых являются жители управляемых МКД, подробно прописан в книге Владимира Тамака «Концепции модернизации». Посему не будем углубляться в технологию «солидарного» акционирования и выскажем – в заключение – еще один тезис.

Почему инициатором данного проекта стал Институт ЕврАзЭС? Поясняем. Получение гражданами РФ права на совладение активами резко повысит статус российского гражданства. Произойдет, образно говоря, резкий и существенный рост капитализации российского паспорта. В свою очередь, капитализация статуса «гражданина РФ» позволит России приступить к реализации принципиально новой внешней и миграционной политики, основанной на высокой и дифференцированной стоимости гражданства РФ, вида на жительства в том или ином регионе страны, разрешения на работу и т.д., а также жестком и эффективном контроле за миграционными потоками.

Капитализация статуса гражданина Российской Федерации - один из важнейших факторов, способствующих позитивации образа России и формированию центростремительных сил на постсоветском пространстве. Это инструмент блокирования нежелательных миграций (утечки мозгов за рубеж – в том числе) и, одновременно, закрепления населения в Сибири и на Дальнем Востоке, привлечения на эти территории квалифицированных кадров из других регионов России и стран мира.

Право на совладение национальными активами может стать не только «платиновой» визитной карточкой граждан РФ, но также фактором, который позволит России стать самой авторитетной и уважаемой в мире державой. С внедрением предлагаемой нами системы всем в мире станет очевидно, что Россия – не «империя зла», а «цивилизация добра».

Внедрение института «народного акционирования» позволит нашей стране обрести долгожданное национальное единство, в том числе – единство государства и человека, власти и общества. Разве народ не станет защищать власть, которая даст ему в непосредственное владение значимую часть ресурсов страны? В 21 веке народ будет защищать (от НАТО, международного терроризма, мировой нетократии, «революционеров» и т.п.) только такую власть – и никакую другую. Разве большинство граждан России не будет молиться за того лидера, при котором будет реализовано «народное» акционирование? Только за такого лидера современный и все понимающий человек и будет молиться – иные лидеры будут от лукавого.

Правом на получение «народных» акций в перспективе могут быть наделены не только граждане России, но и граждане стран, вошедших в Евразийский союз и иные объединения с участием России. Право стать совладельцем 17 части суши – главный козырь России в её курсе на интеграцию. Это тот «фактор притяжения», который позволит объединить многие народы (не только бывшего СССР) вокруг Российской Федерации, тот социально-экономический базис, на котором можно будет сформировать сначала «цивилизационное ядро», а затем - культурное и духовное единство народов Евразии и славянско-православного мира.

Мы уверены, что после того, как в России и в «солидарных» с нею странах заработает предлагаемая система акционирования, на постсоветском пространстве появятся тысячи интернет-форумов сообществ миноритарных акционеров. И миноритарии, к примеру, из Москвы начнут обсуждать с такими же, как они, совладельцами «заводов, газет, пароходов» из Урюпинска, Грозного, Казани, Владивостока, Астаны, Минска и т.п.  - как им сообща побудить менеджеров своих компаний работать лучше, а воровать меньше. Как всем вместе обустроить евразийское пространство по нашим собственным законам и в наших собственных интересах.

Не такой ли механизм вольно или невольно предложил ввести Владимир Путин, предлагая закрыть страницу с «нечестной, прямо скажем, приватизацией»?





Наверх
Поделиться публикацией:
1338
Опубликовано 25 фев 2012

ВХОД НА САЙТ