facebook ВКонтакте twitter
Мы в социальных сетях
    Издательство    КИСЛОРОД для бизнеса    Интернет-магазин
/
» » » В дебрях Медиастана

В дебрях Медиастана

В дебрях Медиастана

 Этими днями на экраны России почти одновременно выходят два фильма про Джулиана Ассанжа и его организацию «Викиликс». Напомню, что «Викиликс» организовала публикацию секретных архивов Госдепа, похищенных сержантом Мэннингом, а также помогла Эдварду Сноудену бежать в Москву. «Комсомолка» своевременно донесла до своих читателей самые интересные депеши раньше всех, и – вместе с журналом «Русский репортер» - сорвала планы западных медиа-магнатов замолчать депеши, извратить их содержание и направить удар против России.

Пятая власть

 Один из этих двух фильмов - новый голливудский фильм «Пятая власть». Роль Ассанжа играет Бенедикт Камбербэтч, памятный зрителю по серии Би-би-си «Шерлок Холмс». Это стандартный американский фильм, противопоставляющий хорошего героя – Даниэля Берга – и героя похуже, Джулиана Ассанжа. Хороший любит котов, а плохой смотрит на них без симпатии. Хороший сочувствует американским агентам, а плохому довольно все равно, что с ними станет в результате разоблачений. Хороший любит папу и маму, а у плохого семьи просто нету. Хороший мечтает о добре, а плохой о славе. На фоне – разговоры о журналистском ремесле, редакции больших газет, сенсации; хорошая девушка, которая любит хорошего парня, и не любит плохого; сердечные американские агенты в странах Азии и Африки, которые рассказывают о местных злодеях Госдепу и гибнут, разоблаченные бессердечным Ассанжем…

 Ассанж боролся против этого фильма, считая его клеветой и оговором. Посмотрев фильм, скажу, что у Джулиана не было оснований так расстраиваться. Могло быть куда хуже. Ведь в основу фильма легла книга Даниэля Берга, который был помощником и сотрудником Джулиана, а потом перешел на сторону его врагов. Берга, как и некоторых других соратников Ассанжа, соблазнили небольшими деньгами, надеждами на карьеру, постоянным местом работы, пятью минутами славы.  Как участник и свидетель описанных событий, скажу, что Берг нанес несколько страшных ударов по «Викиликс» - он украл архивы, сменил пароли, заблокировал сервер. Он объяснял свое поведение несогласием с идеями «Викиликс».

 Организация Джулиана считала, что элиты постоянно плетут заговоры против народа, и хотела создать такую обстановку гласности и открытости, в которой заговоры станут трудными или почти невозможными. Берг, напротив, считал, что солидные дяди в элитах и разведслужбах лучше знают, что они делают, и что огласка должна быть умеренная, подконтрольная. Очень быстро Берг сделал и следующий шаг – что лучше вообще без огласки. Он попытался создать конкурента «Викиликс», воспользовавшись тем, что он сумел заблокировать серверы и «Викиликс» практически перестала действовать. Но это у него не получилось – не прибежали к нему разоблачители, новые Мэннинги, а если прибежали – то их последующая судьба осталась неизвестной.

 С Джулианом власти справились мягко, но решительно. Шведская феминистка, сотрудничавшая с ЦРУ, подала на него жалобу – мол, вопреки уговору, он спал с ней, не предохраняясь. Прокуратура истребовала против него интерполовский «красный» ордер на арест, англичане нацепили ему браслет на ногу, и после долгих мытарств основатель «Викиликс» укрылся от выдачи на Гуантанамо в посольстве Эквадора в Лондоне, где он сидит уже второй год.

 Страшнее оказалась судьба сержанта Мэннинга – его держали месяцами голышом под постоянным светом прожекторов в камерах военной тюрьмы, и продолжают судить и мучить.

 Но их подвиг был не напрасным. Одной из важных публикаций «Викиликс» было знаменитое видео, отснятое американскими боевыми пилотами в Багдаде, на котором видно, что они безжалостно – как в тире – расстреливают журналистов, детей, мирных жителей. Это видео произвело шоковое впечатление на американскую общественность, убедило ее в несправедливости агрессивных войн, а это сработало в сентябре 2013 года, когда американский народ поддержал не своего, а русского президента, и сорвал планы нападения на Сирию.

Медиастан

 Три парня и две девушки ведут машину по просторам Средней Азии. Они пересекают высокие горы, проезжают недостроенные туннели, пастбища с овцами, мраморные дворцы Ашхабада и арыки Алма-Аты,  беседуют с интересными людьми и обсуждают свободу слова. Фильм-путешествие, но не забавы ради эти молодые люди пустились в дальний путь. Их послал Джулиан Ассанж с важной миссией – доставить похищенные депеши Госдепа народам Востока. В фильме участвует Джулиан Ассанж собственной персоной – беседует с активистами и – по скайпу – с редакторами газет.

 Таков «Медиастан», второй фильм об Ассанже и «Викиликс», выходящий на экраны в России в эти дни. Если фильм «Пятая власть» был задуман врагами Ассанжа, то «Медиастан» был снят друзьями и соратниками. Это они странствовали по среднеазиатским республикам и предлагали депеши редакторам местных газет. Те, в основном, отказывались – всюду есть американское посольство, и всюду оно достаточно влиятельно. Многие депеши задевали интересы местных олигархов или баев – так же опасное развлечение. Да и не так просто было публиковать – депеши нужно было отобрать, перевести, поставить в контекст, объяснить читателю. Газетам такого масштаба, как «Комсомолка», задача была по плечу. Для местных газет ноша была непосильной.

 Назввание «Медиастан» напоминает названия республик – Узбекистан, Таджикистан, Афганистан – и их СМИ. Но фильм показывает, что Медиастан – то есть царство робких подвластных СМИ – тянется вплоть до Нью-Йорка и Лондона. Режиссер фильма Иоханнес Вальстрем встречается с редакторами «Гардиан» и «Нью Йорк Таймс» и спрашивает их – почему они цензурировали названия западных корпораций, которые давали взятки, почему они сверяли свои публикации с ЦРУ и Пентагоном? «Они могут нас засудить, они могут нас уволить или посадить», в таком ключе отвечают и редакторы ведущих газет.

 Главная идея Ассанжа – что документы способны сами по себе влиять на общественное мнение – оказалась неверной, как мы понимаем благодаря этому фильму. Ведущие западные газеты передергивали и цензурировали депеши так, чтобы посильней ударить по России и по ее репутации. (Особенно мрачную роль сыграл Люк Хардинг, самый анти-русский журналист «Гардиан» - он работал над фильмом против Ассанжа, а сейчас он получил заказ на книгу о Сноудене.) Фильм «Медиастан» позволяет понять механизм «Викиликс» - как Ассанж надеялся освободить людей, показав им всю правду, и как трудно заставить людей узнать правду. Для этого мало фактов – нужны еще и сильные СМИ.

 Только у России есть интеллектуальная мощь и политическая самостоятельность, чтобы противостоять западной машине по промыванию мозгов. Поэтому именно в России нашел убежище Эд Сноуден – по наводке «Викиликс». Ассанж тоже со временем понял, что Россия незаменима.  Недаром и этот фильм был в основном сделан в России, и отснят на пост-советском пространстве.

 «Медиастан» - визуально красивый фильм, великолепно снятый Федором Ляссом, известным русским кинооператором (Это он снял «Духлесс»). Режиссер Иоханнес Вальстрем ранее работал на шведском ТВ, это его первый полнометражный фильм (я бы его больше похвалил, но неудобно – все-таки мой сын). Трудно его сравнивать с «Пятой властью» - тот стоил тридцать миллионов долларов, а этот фильм был снят на чистом энтузиазме за мелкие деньги. Но произошло что-то совершенно необычное: дешевый фильм победил дорогой. Американская и английская пресса заговорила о борьбе между двумя фильмами, и зритель проголосовал просмотрами. Сотни тысяч зрителей посмотрели «Медиастан» - куда больше, чем «официальную» «Пятую власть». Такого пока еще не было.

Поэтому и я советую вам посмотреть «Медиастан» - тем более, что он выложен в интернет тут http://vimeo.com/ondemand/mediastan   





Наверх
Поделиться публикацией:
735
Опубликовано 26 окт 2013

ВХОД НА САЙТ