facebook ВКонтакте twitter
Мы в социальных сетях
    Издательство    КИСЛОРОД для бизнеса    Интернет-магазин
/
» » » Против ветхозаветной апостасии. История Христианства от Маркиона до Фомы Славянина, Императора Византии (Часть II)

Против ветхозаветной апостасии. История Христианства от Маркиона до Фомы Славянина, Императора Византии (Часть II)

Против ветхозаветной апостасии. История Христианства от Маркиона до Фомы Славянина, Императора Византии (Часть II)

Сегодня мы должны понимать, что первое поколение христиан не очень заботилось о сочинении книг для будущего; им казалось достаточным сохранить в своем сердце живой образ Того, кого надеялись увидеть в скором времени «грядущим на облаках» (как то иудеи к тому времени записали в Дан.7:13-14).

В середине II в. Папий Гиерапольский писал: «Я же не замедлю тебе восполнить мои толкования[25] тем, чему я хорошо научился у пресвитеров и что хорошо запомнил, в подтверждение истины. Ибо я с удовольствием слушал не многих многоречивых, но истину преподававших, и не повторяемых чужие заповеди, но чрез Господа в вере данные и исходящие от Истины. Когда же приходил с пресвитерами общавшийся, о пресвитерских беседах я расспрашивал, что Андрей или что Петр говорил, или что Филипп, или что Фома, или Иаков, или что Иоанн, или Матфей, или кто другой из Господних учеников, а также что говорят Аристион и пресвитер Иоанн, Господни ученики. Ибо не из книг столько мне пользы, сколько чрез живой голос и непреходящее»[26].

Поэтому в течение почти ста(!) лет после распятия Иисуса первые христиане, нисколько не стесняясь, вставляли в христианские сочинения целые отрывки, комбинировали рассказы и дополняли их одни другими; человек, имеющий только одну книгу, хотел, чтобы в ней содержалось все, что ему было дорого, и надписывал на полях своего экземпляра слова и притчи, которые он находил в других местах и которые его волновали[25].

Так, Ириней  сообщает: «Старцы, видевшие Иоанна, ученика Господня, рассказывали, что они слышали от него, как Господь учил о тех временах и говорил: придет время, когда станет произрастать такая виноградная лоза, у которой будут десять тысяч ростков, на каждом ростке десять тысяч веток, на каждой ветке десять тысяч сучков, на каждом сучке десять тысяч гроздей, у каждой грозди десять тысяч ягод, а из каждой ягоды можно будет выжать по двадцать пять метретов вина[28]; и когда кто-нибудь из праведников возьмет в руки одну гроздь, то другая гроздь скажет: ‘я — лучше, возьми меня и воздай славу Господу’; равным образом будет произрастать пшеница, у которой каждое зерно даст десять тысяч колосьев, каждый колос даст десять тысяч зерен, и каждое зерно даст десять фунтов чистой белой муки; то же будет и с другими плодами, семенами и травами.

Об этом, и Папий, ученик Иоанна и товарищ Поликарпа, муж древний, письменно свидетельствует в своей четвертой книге, ибо им составлено пять книг. Он прибавил следующее: ‘Это для верующих достойно веры. Когда же Иуда-предатель не поверил этому и спросил, каким образом сотворится Господом такое изобилие произрастаний? — то Господь сказал: это увидят те, которые достигнут тех [времен]»[29].

Этому свидетельству о райском винограде-великане, о котором якобы говорил Иисус, не поверил даже Евсевий Кесарийский (Памфил), назвавший Папия за этот и подобные рассказы человеком скудоумным и заражённым иудео-христианским милленаризмом[30].

Позднее, около 185 года, Ириней в письме к Флорину, также бывшему учеником Поликарпа, но позже ставшему «гностиком», пишет: «Такие догматы, Флорин, говоря кратко, не принадлежат здравой мысли… я мог бы показать место, где сидел и разговаривал блаженный Поликарп… как он рассказывал о своих встречах с Иоанном и с другими самовидцами Господа, как припоминал он слова их, что он слышал от них о Господе, о чудесах Его и учении. Как Поликарп принял все от самовидцев Слова жизни, то возвещал он согласно с Писанием. По милости Божией ко мне, я тогда внимательно это слушал и записывал не на хартии, а в сердце»[31].

И это пишут «канонические христиане».

Кроме дошедших до нас Евангелий, были и другие[32]. В середине II в. Иустин/Юстин постоянно ссылался на некие «Достопамятности апостольские»[33]. Эти «мемуары», хотя и близки каноническим Евангелиям, но в них есть и то, чего нет в сложившемся позже каноне. По его словам, Иисус родился в пещере у Вифлеема[34], помогал затем отцу в его плотничьих работах; при крещении в Иордане возгорелся огонь и голос с неба сказал: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» (срав. с Пс.2:7). В противоположность каноническим Евангелиям, Юстин сообщает, что после распятия Иисуса все Его ученики отпали и отреклись от Него, подобно тому как и автор Послания Варнавы сообщает (Варн.5), что перед призванием своим апостолы Иисуса были «крайне  грешными, дабы показать, что пришел не праведников, а грешников призвать на покаяние». 

Всех перечисленых авторов, несмотря на их заблуждения и мифотворчество, все же отнесли к «каноническим христианам». В то же время плодились многочисленные секты откровенных гностиков и апостатов. И, как мы понимаем, подогреваемых ветхим заветом и фарисеями было великое множество. 

 

КЕРДОН И МАРКИОН. «БИТВА С ВЕТХОЗАВЕТСТВУЮЩИМИ ЗА КАНОН» 

Против активизировавшейся во II в. ветхозаветствующей апостасии одним из первых выступил Кердон. Он доподлинно убедился в сатанинской сущности ветхого завета, пережив геноцид христиан от иудеев в Сирии, совершаемый во имя яхве (о сути и синкретизме культа «яхве», см. «Кто и когда придумал еврейского бога Йеху-Либера» и «Иудеи. Сломанное сознание париев человечества. Часть III» - где, в том числе, говорится о поклонении иудеев демону пустыни Азазелу и их антропофагии).

В конце 130-х Кердон прибыл в Рим и, обратившись к христианской общине, «учил, что яхве, проповедуемый ветхозаветным законом и пророками, не есть Отец Господа нашего Иисуса Христа»[35]. Последователем и учеником Кердона в Риме стал Маркион, который «по преданию, был сыном синопского (Малая Азия) епископа. Христианству он отдался со всем жаром своей сильной и энергичной натуры. Он начал с отречения от своего имущества. Он не мог примирить любвеобильного характера Нового Завета с суровостью ветхого. Та связь с иудейской историей, какую удерживает христианская Церковь, представлялась Маркиону бесплодною, осуждённою Христом, попыткою влить новое вино в меха ветхие (Мф. 9; 17). Вероятно, именно рьяный антииудаизм Маркиона, а не другой порок, не отвечавший его суровому аскетическому характеру, и побудил его отца отлучить его от церкви. Маркион удалился в Рим»[36].

Там он «написал особое сочинение, в котором доказывал свой основной пункт, что Бог Нового Завета не может быть тождественен с яхве ветхого завета»[37]. Маркион доказывал, что «проповедованный иудейскими законами и пророками яхве есть виновник зла, ищет войны, непостоянен в своём намерении и даже противоречит себе»[38]. Что Иисус Христос не был сыном яхве, но Сыном Божьим, который «явился в человеческом образе, разрушая пророков и закон, и все дела яхве»[39]. Маркион «смысл Христианства видел в отрицании еврейского духа, цель Нового Завета – в отмене ветхого»[40]. Он очень высоко ценил Апостола Павла, «которого считал противником евреев»[41]. «Признав одно только Христианство, он с одинаковым отрицание относился ко всему, что не было Христианством, не полагая никаких степенных различий между нехристианскими обнаружениями. Поэтому он составил и на иудейство взгляд… смущавший даже непосредственных его учеников… До такой высокой степени антииудаизма даже ближайшие последователи Маркиона не могли подняться, поэтому они принялись перерабатывать его систему» [42].

После ожесточенной борьбы с ветхозаветствующими каинитами в 144 году его отлучили и изгнали из Рима. С тем учетом, что иудеи оставались главным римскими ростовщиками, не сложно понять, почему это произошло.

По существу, учение Маркиона было истреблено и замещено грубыми подделками каинитов, наиболее ранние из связанных текстов дошли до нас от V в.[43]. Практически все, что известно о Маркионе, мы получили от карфагенянина и сектанта Тертуллиана (ок. 160-220 гг.) - в совершенно разрозненном виде; и крещеного иудея Епифания Кипрского (ум. 403 – после того, как пытался сместить Ионна Златоуста) - чуть более полно см. в его «Панариуме». Но оба были Маркиону непримиримыми противниками, не слишком стеснявшимися в средствах. Следовательно, воспроизвести текст Евангелия достаточно трудно[44].

Ветхозаветствующие апостаты дискредитировали идеи Маркиона, но даже после того, как им удалось концептуально их исказить, ещё в IV в. его взгляды на Христианство и ветхий завет разделяли многие христиане, которые в то время составляли «весьма значительную силу не только на востоке, но и на западе»[45]. Более того, чисто христианская церковь, которую оберегал Маркион, в той или иной степени сохраняла свое влияние в течение 7 веков – преимущественно в Сирии, Анатолии и Армении, где чистое христианство расцвело в VII. Его основу составляли крестьяне и ‘городской пролетариат’. Иудействующие торговцы Византии («ромеи»), дали этому явлению название «павликиане», и финально разгромили их в первом крестовом походе в 872 году(!), о котором мы расскажем в следующих частях.

После разграбления Константинополя в 1204 году в последнем, «официально Четвертом» Крестовом походе, и в последующие годы, многие постулаты учения Маркиона и «павликиан» были безвозвратно утеряны, скрыты в подвалах Библиотеки Ватикана или намеренно извращены, но частично восстановить их можно сейчас.

Учение Маркиона было неправильно отождествлено с гнозисом, ведь «характерные особенности маркионитства представляют слишком немало отличий от общего направления гностических систем»[46]. «Маркион решает, собственно, не гностический вопрос о происхождении мира, по крайней мере, не в той его постановке, какую придавали ему гностики. Точку отправления для себя он берёт в Христианстве, и ставит прямо вопрос об отношении между Новым Заветом и ветхим. Маркион не признавал никакого особого, будто бы ему приданного таинственного откровения»[47]. «Характерно так же в смысле его противоположности общегностическим приёмам, что он терпеть не мог аллегоризма и выставляет прямо положение, что не следует Писание толковать аллегорически»[48].

Нет сомнения в том, что последовательная дискредитация Маркиона иудо-каинитами была связана с тем, что именно он первым попытался составить канон Нового Завета. И именно он во второй половине II в. отметил, что в Новозаветных книгах появились «еврейские вставки»[49].

Церковный историк, автор фундаментальных трудов по истории раннехристианской литературы и истории проф. Адольф фон Гарнак (1851-1930), один из создателей «Общества Макса Планка», оспорил гностицизм Маркиона[50]. Так что же выявило историческое расследование Гарнака, за которое он был немедленно подвергнут жесткой травле среди лютеран?

 

«ЕВАНГЕЛИЕ МАРКИОНА»

Маркиона невозможно записать в «гностики» потому, что его учение полностью свободно от мифологической фантазии, которой наслаждалась гностическая мысль; он не рассуждает о первоначалах; он не выдвигает множество божественных и полубожественных фигур; он отвергает аллегорию в понимании и Ветхого, и Нового Заветов; он не требует обладания высшим, «пневматическим» знанием или принципом присутствия в человеке того божественного элемента, который мог быть его источником; он полностью основывает свою доктрину на том, что он провозглашает буквальным значением евангелия. Благодаря этому он полностью свободен от синкретизма, столь характерного для гностицизма в целом. Подобно ап. Павлу, который был для Маркиона наиболее почитаемым апостолом, он «делает веру, а не познание средством искупления».

Используя позицию ап. Павла в качестве мерила того, что является истинно христианским, а что — нет, Маркион подверг внимательному анализу множество раннехристианских документы, чтобы отделить истину от поздних фальсификаций. Канон, который Маркион положил для Церкви, включил в себя те документы, до которых не успели добраться иудаисткие теологии и «иудео-христиане». Разумеется, тора/ветхий завет полностью остался за его пределами.

Первый Новый Завет был составлен и опубликован Маркионом на греческом языке и состоял из «Евангелия» и «Апостола»; ни Деяний, ни Откровения (что естественно, поскольку Отровение включили в канон только в конце IV в.). В Апостол входили 10 Посланий Павла: Галатам, 1 и 2 Коринфянам, Римлянам, кроме 15 и 16 глав, 1 и 2 Фессалоникийцам, Ефесянам, Колоссянам, Филимону и Филиппийцам; в том порядке, в котором они здесь перечислены, и часть Послания к Лаодикийцам (во всяком случае, эта та информация, которой мы сегодня располагаем).

Евангелие от Луки в целом рассматривалось Марконом как достоверное, т. е. данное Богом (а не Лукой или апостатами); с крайне осторожным замечанием касательно «родословия» Иисуса с ее отсылом на Давида, которая должна быть убрана. Те авторы, которые считают это доказательством «ереси» Маркиона, нужно знать, что церковная иерархия лишь к IV в. признала «истиной» «родословие Христа»[51], причём одновременно считая, что это родословие некоего внеисторического иудея, «мнимого отца Христова»[52]. А зачем христианам знать родословие мнимого еврея? Кроме того, «родословные» Иисуса Христа, вставленные в Евангелие Матфея и Евангелие Луки, явно противоречат друг другу и не соответствуют даже ветхозаветной мифологии  «о предках и потомках царя Давида». Все любомудрые богословские попытки «согласовать» несогласуемые между собой «родословные» выглядят несостоятельными. Эта ветхозаветствующая подвязка только дает аргументы противникам Христианства.

Поскольку первый канон Нового Завета был опубликован вскоре после прибытия Маркиона в Рим, скорее всего, он составил его еще в Синопе[53].

Сектант Тертуллиан обвинил Маркиона в том, что он не дал своему Евангелию никакого названия - просто «Евангелие» или «Евангелие Господне». Но это было «только начало». В ответ на попытку Маркиона построить истинно христианский канон без подвязки к «торе», иудействующие выдвинули свою версию «ортодоксального канона и догмы». Удар антимаркионитов был направлен на подвязку к Евангелиям ветхого завета. В области догматики же они сконцентрировались на нюансах/подменах ранних формулировок Regula fidei (Символов веры). В том числе, опираясь на иудействующего Оригена, который предварил свой главный труд, De Principiis, утверждением: «Это Бог, простой и благой, Отец нашего Господа Иисуса Христа, сам дал закон, и пророков, и евангелия, это Бог апостолов и Ветхого и Нового Заветов»[54].

В самой краткой формулировке Евангелие Маркиона было евангелием «Благого Бога, Отца Иисуса Христа, который спас из тяжких оков вечную жизнь несчастного человечества, которое еще было чужеземным для него». Подлинных текстов не сохранилось – только полемические и более поздние пересказы его противников. Насколько по прошествии двух тысячелетий их изложение соответствует идеям Маркиона, сказать сложно. Но и на основании пересказов, получается, что он отчасти попал в ту же ловушку, из которой пытался вырвать нас всех.

Так Маркион противопоставляет «непознаваемого Бога Спасителя» концепции низшего и притесняющего Демиурга. Нужно заметить, что при этом критики Маркиона не смогли превратить его учение в «чистый гнозис». Один из основных принципов гнозиса (о котором подробнее мы расскажем ниже), заключается в том, что люди признаются «чужеземцамив этом мире, поэтому их принятие в божественную сферу является возвращением в их истинный дом», или же «через спасение человечества высший Бог спасает самого себя». Согласно Мариону (или тех, кто переложил его учение), человек, подобно всей природе, «является творением мирового бога и, до пришествия Христа, его законной и неограниченной собственностью, подобно телу и душе». Далее им излагается концепция антитезы - противопоставления «сотворившего вселенную иудейского бога» (Демиурга) и «нового», «Благого Бога». Антитеза между этими «двумя богами» и разработке значения спасения через Христа, выделяет Маркиона из того, что принято называть «гнозисом».

По мнению А. Гарнака, «На вопрос о том, от чего Христос спасал нас — от демонов, от смерти, от греха, от ига плоти (все это ответы из самых ранних дней), — Маркион отвечает полностью: Он спасал нас от мира и его бога для того, чтобы сделать нас детьми нового… Бога». «Новый» Бог не собирает потерянных детей из изгнания обратно в их дом, но свободно принимает людей-«чужеземцев», чтобы взять их из земли угнетения и несчастья в новый дом. И он заинтересован в судьбе человечества по одной причине – своей благости. Но, поскольку люди являются «изначальной собственностью» Демиурга, их спасение является «покупкой свободы» со стороны Христа. Маркион здесь апеллирует к Гал. 3:13: «Христос искупил нас» (так же Гал. 2: 20: «выкупил меня», чтобы «возлюбить меня») и доказывает, что он «очевидно выкупает тех, кто обратился к нему». Цена искупления - кровь Христова, которая проливается не во имя «очищения человечества от некой вины» и не ради искупления греха подчинения Закону (очевидно заимствованному иудеями из других религиях) - но для отмены «требований Демиурга к его собственности». Все эти противоречия снимаются, если понять, что изначально мифология создания мира, изложенная иудеями, стала ловушкой «отца лжи, не устоявшего в истине», путь из которой и указал Спаситель.

Очевидно, что позиция Маркиона вызывала острое неприятие иудействующих богословов, толковавших малосвязанное синкретическое собрание ветхозаветных историй в аллегорическом смысле, дабы «примерить тору» с откровением Христа. Ошибка Маркиона была в том, что он относился к ветхозаветному сборнику историй, как к «действительному и достоверному документу мирового бога».  

Спасение, которое указал Христос, можно достичь только верой и благими делами, - любовью и самопожертвованием, ведущими к «просветлению», дающему перспективу будущего соединения с «новым» Богом. Но при условии существования иудейской/«диавольской» концепции и организованного ими противостояния, не изменяет ход мировых событий в лучшую сторону. Отсюда Маркионом выводится концепция об уменьшении соприкосновений с «владением Демиурга» - «еврейского бога-творца».

По Маркиону, грядущее блаженство единения с Богом можно приблизить только верой, которая является формой, позволяющей воплотиться божественному дару, принесенному Христом, через отказ от власти «иудейского бога». Таким образом, ни («тайный высший») «пневматический опыт», ни озарение избранника «гнозисом», трансформирующим его природу или выявляющим в нем скрытый божественный элемент, не согласуются с этим взаимодействием между «Благим Богом»/Христом и принятым им душам, и ветхозаветной иудейской версией Демиурга.

Позиция неприятия иудейской концепции и развития антитезы «простого» Бога и «благого» Бога вызывала резкое отторжение у ветхозаветствующих: «Задирая носы, бесстыдные маркиониты берутся оспаривать работу «ветхозаветного Творца»: «Действительно, - говорят они, —этот мир — грандиозное произведение, достойное его Бога!»[55].  Сектант Тертуллиан критикует выражения Маркиона - «эта жалкая обитель Демиурга».

Между тем, полярность справедливости и милосердия, воплощенных в одном Боге, служит причиной натянутости и теологии ап. Павла. В теологическом дуализме Маркиона справедливость и благость исключают друг друга и поэтому не могут пребывать в одном и том же боге: представление о каждом боге, особенно об истинном Боге, должно быть недвусмысленным. «Простой иудейский» Демиург является богом «Закона», «благой Бог» — «Богом Евангелия». Маркион, опираясь на ложную интерпретацию Бога от иудейских жрецов, относится к «справедливости» иудейского Закона как к формальной, ограниченной, карающей и мстительной («око за око, зуб за зуб»), но основной принадлежности еврейского «бога-творца». А ведь именно эту концепцию «иудаистского бога» с многочисленным ложными мифологемами, обрядами и «пророчествами», Христос обвинил в несправедливости, лжи, а придерживающихся её фарисеев – в «родстве с диаволом». Нравственная добродетель, ориентированная на Закон, вследствие внутренних фарисейских/мировых установок склоняющаяся к безнравственности, не включается Маркионом в понятие Спасения. Поэтому Маркион исключает из учения все иудаистские вставки.

В результате критик Маркиона сектант Тертуллиан пишет: «Бог Маркиона естественно непознаваем и никогда не проявляется, за исключением Евангелия»[56]. И, поскольку в иудейской концепции, Иисус «не являясь создателем мира и человека», он также представляется чуждым.

Далее «жидовствующие» антимаркиониты доводят концепцию до безумия. Если нет связи с «творцом», то нет связи, соединяющей его с творениями этого мира, и нет обязательства с его стороны заботиться о судьбе человека, что отменяет представление о божественном провидении.  

Таким образом, антимаркиониты подводят к тому, что отношение Благого Бога становится направленным «простив мира» и его «творца» (в иудаисткой его интерпретации).

Между тем, поскольку человек добровольно приходит к «Благому Богу», то получает это становится актом чистого прощения. Это свободно данное людям прощение является одним из столпов христианской религии; и если у Павла «свободно» означает «перед лицом человеческой вины и недостаточности», т. е. в отсутствие каких-либо человеческих заслуг, у Маркиона оно означает и в отсутствие каких-либо оков. Но здесь можно отметить, что пока Маркион упразднял парадокс Павла о Боге, который является простым и благим, и перед которым человек — все еще провинившийся возлюбленный, он все более подчеркивал парадоксальность прощения, данного непостижимо, без предшествующих указаний и подготовки к нему — неизменная мистерия божественной благости как таковой.

Не менее непреклонным, чем в теологической доктрине, был Маркион в наставлениях в поведении, на ней основанных. Возможно, что в его работах не описаны главные и дополнительные условия божественного прощения, и в еще меньшей степени им свойственно определение совершенной человеческой природы через добродетель. Впрочем, представление о положительной нравственности как способе регулирования и утверждения существования человека в системе творения уже было разработано, кроме учения о Законе, через который еврейский Демиург в лице жрецов-раввинов «осуществляет свою власть» над людскими душами и которым спасенные больше не подчиняются: следование их «законам» неизбежно отодвинуло бы момент окончательного разрыва оков Демиурга. Это последнее условие определяет род нравственности, которую предписывал Маркион. Ее принципом было: не завершать, но ослаблять мир еврейского Демиурга и сделать возможным самое малое с ним соприкосновение. «Отрицая Демиурга, Маркион выступает против использования вещей этого мира» - написал тогда Климент Флавий Александрийский[57], – то ли родственник Иосифа бен Маттафией «Флавия», то ли потомк ещё одного из прощенных Флавием Веспасианом участников иудейского восстания (см. часть I).

Но помимо этического аскетизма, свойственного Маркиону, ветхозаветствующие начали приписывать ему аскетизм, как предмет метафизического построения. Так «постоянное воздержание» Маркиона в вопросах пищи - вегетарианство и отказ от алкоголя, - его противниками было объявлено «во благо разрушениями пренебрежения, и отвращения к трудам творца» - как говорил переводчик «Вульгаты»/торы -  Иероним Стридомский[58]. В результате,  антимаркиониты вывели и «идеологическую» основу для крайней формы гностицизма – манихейства. Так, из воздержанности в половых отношениях они сделали такой устрашающий вывод: «Не желая помогать продолжению мира, созданного Демиургом, маркиониты провозглашают воздержание от супружества, бросая вызов их творцу и торопя Благого, который призвал их и который, говорят они, является Богом в другом смысле: поэтому, не желая что-либо оставить здесь внизу, они обратились к воздержанности не из нравственных соображений, но от враждебности к их создателю и нежелания использовать его творение» - говорит родственник Иосифа «Флавия» бен Маттафия - Климент Флавий[59]. Здесь не упоминается широко распространенная в ту эпоху тема сексуальности, как «осквернения плотью» и ее «вожделения» - даже в браке. На его место становится аспект размножения, который в глазах тогдашней Церкви единственно оправдывала цель брака, как разрешенную природой. Маркиону же его противники приписывают типично гностический аргумент, который в действительности развил создатель «мировой религии» - манихейства - выходец из иудействующей секты «элкасаитов» Мани (216- ок.276)[60]: «размножение является изобретательной уловкой для неограниченного удержания душ в мире». Так писал современник Мани – сектант Тертуллиан (165-240), приписывая свои домыслы Маркиону[61].

Из учеников Маркиона был известен Апеллес, учивший в Риме в 180-ых годах, о котором даже его оппоненты свидетельствовали: «уважаемый за свой образ жизни»[62]. «Этот Апеллес тысячами слов поносил моисеев закон; во множестве книг с великим усердием хулил писание ветхозаветное и, как ему казалось, изобличил его и изничтожил»[63]. Апеллес был христианином, он утверждал, что верующие во Христа «спасутся, но только если делали добрые дела»[64]. Кстати, его враги не понимали этой фразы, и ставили её в вину Апеллесу[64].   

Как и Маркион, Апеллес не находил места в Христианстве для ветхого завета, считая последний учением исключительно для иудеев. «Он стал говорить, что вообще не надо исследовать ветхозаветное писание: пусть каждый остаётся при своей вере»[64]. Так же Апеллес утверждал, что ветхозаветные пророчества вдохновлены не Богом, а «исходят от вражеского духа»[64].

 

Главной ошибкой Маркиона было то, что он принимал за истину само иудаисткую мифологию описывающую «творца» (или же это ему приписали «ветхозаветствующие»). Но, во-первых, само ветхозаветное описание «бога» выглядит крайне сомнительным - если иудеи «исполняли прихоти отца своего», принося ему человеческие жертвы и искупительные жертвы демону пустыни Азазелю, занимаясь антропофагией, то это очевидный «человекоубийца», «не устоявший в истине» «диавол». Во-вторых, не нужно было вообще ориентироваться на те измышления, которые выдавали и выдают иудейские жрецы - хотя бы в виду специфичности их объекта поклонения - «лжеца и отца лжи».

Маркион не смог верно описать «первоначало», но он по крайней мере предпринял попытку оторваться от ветхозаветного синкретического мракобесия. 

 

продолжение следует…

______________________

[25] Папий Гиерапольский, «Изложение изречений Господних» - не дошедшее до нас произведение Папия в пяти книгах, цит по Ириней, кн. V, гл. 33:4

[26]  Евс. Памфил, т. 3, 39:3-4 

[27] Р. Хазарзар, «Сын человеческий», гл. 16

[28] Cf. Apocalypsis Baruchi Syriace (II Baruch). 29:5 (цит по Р.Хазарзар)

[29] Ириней, кн. V, гл. 33:3-4

[30] Евс. Памфил, т. 3, 39:13 

[31] Евс. Памфил, т.5, гл.20

[32] Лк.1:1-2; Origenes, Scholia in Lucam.1; Hieronymus. Commentarii in Mattheum, prologus (цит по Р.Хазарзар)

[33] их авторство Иустин/Юстин приписывал апостолам и их последователям - «Диалог с Трифоном Иудеем», 103

[34] аналогичная версия и в Протоевангелии Иакова (Protevangelium Jacobi.19); и у Оригена: «И ныне показывают в стране Вифлеемской пещеру, где родился [Христос] и в пещере ясли, где Он был повит» (Orig.CC.I.51) (цит по Р.Хазарзар)

[35] «Полный Православный богословский энциклопедический словарь» (ППБЭС), «Возрождение», 1992, т. 2, с.130

[36, 37] Болотов, сс. 226-227

[38, 39] Ранович, с. 229

[40, 41] Евс. Памфил, с. 405

[42, 43, 46-48] Болотов, сс. 228-230, 226, 227

[44] некоторые германские исследователи попытались восстановить его, и оно было опубликовано в Codex Apocryphus, (J.C. Thilo, и др., 1832), однако научный уровень критики текстов оценивается как невысокий. В целом контуры первого Нового Завета – Евангелия (Маркиона) можно посмотреть здесь (по работе теолога Чарльза Б. Уайта)

[49] Евс. Памфил, с. 405

[50] Adolf Von Harnack, «Marcion: Das Evangelium vom fremden Gott», Lpz., 1921, (2 Ausg., 1924)

[51] Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далмато-Истрийского, М., Международный изд. центр Правос. литературы, 1994, т.2, с. 298

[52] Святитель Григорий Богослов. Собрание творений, Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1994, т.2, c.300;

характерно, что родословия не было еще в арамейском Евангелии от Матфея, как о том свидетельствует Епифаний («Adversus Haereses, XXIX. 9; ср. ibid.XXX.13/ Творения святаго Епифания Кипрскаго, Часть вторая: На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег. М.: Тип. Готье, 1864. с. 21-38., Творения святых отцов в русском переводе, издаваемыя при Московской Духовной Академии, том 44, отделен. третье, 123-261)

[53] Sabine Baring-Gould, «Lost and Hostile Gospels», с. 241

[54] цит. по Ганс Йонас, «Гностическая религия»  

[55; 56] Тертуллиан, «Против Маркиона», т.1, с. 13; т. 5, с. 16

[57] Климент Флавий Александрийский, Stromata, т. III, 4. 25

[58] Иероним Стридомский, «Против Иовиниана», т.II c. 16

[59] Климент Флавий, цит. соч.

[60] Виденгрен Гео, «Мани и манихейство» , пер. проф. Р.Светлов

[61] Тертуллиан, ук. соч., т. I, с.19  

[62, 63, 64] Евс. Памфил, сс. 176, 180, 179; (т.5, 13)





Наверх
Поделиться публикацией:
45146
Опубликовано 04 май 2013

hercules viagra
buy viagra
kelebihan obat viagra
<a href="http://viagrabs.com/">generic viagra online</a>
is generic viagra for real

hyperthyroidism and viagra
generic viagra online
what fruits are like viagra
<a href="http://viagrabs.com/">viagra</a>
viagra and cellcept

what happens if a dog eats viagra
viagra
where does viagra get its name
<a href="http://viagrabs.com/">viagra online</a>
man who took 5 viagra

can i take cialis with penicillin
cialis online
why would cialis stop working
<a href="http://cialisle.com/">buy cialis online</a>
mixing levitra and cialis

cost of cialis daily at costco
cialis
cialis head and neck cancer
<a href="http://cialisle.com/">cialis online</a>
dhaval thakkar cialis

benefits of cialis for bph
http://cialisle.com/
mixing xanax and cialis
<a href="http://cialisle.com/">cialis online</a>
what is best dose of cialis

cialis tolerance over time
buy cialis online
cialis 10 mg beipackzettel
<a href="http://cialisle.com/">buy cialis online</a>
when is it best to take cialis

can cialis make you infertile
http://cialisle.com/
how to split cialis pill
<a href="http://cialisle.com/">cialis online</a>
cialis hakkinda bilgiler

cialis spoof youtube
generic cialis online
cialis und herzprobleme
<a href="http://cialisle.com/">generic cialis online</a>
comparison between cialis and levitra

cialis apotheke bestellen
cialis
fda approved uses for cialis
<a href="http://www.cialisle.com/">generic cialis online</a>
cialis 30 day trial voucher

does cialis stop working after while
cialis online
how soon can i take another cialis
<a href="http://cialisle.com/">generic cialis online</a>
how to make cialis from powder

how to make cialis work faster
buy generic cialis
directions on how to use cialis
<a href="http://www.cialisle.com/">cialis online</a>
voce ja tomou cialis

methylprednisolone and cialis interaction
cialis
how to buy cialis in thailand
<a href="http://cialisle.com/">http://cialisle.com/</a>
was wirkt besser viagra cialis levitra

lilly cialis bestellen
buy generic cialis
counterfeit cialis warning
<a href="http://cialisle.com/">http://cialisle.com/</a>
how many cialis 20 mg can you take

<a href="http://viagraeoverseas.ru/">viagra samples overnight</a> <a href="http://tadalafil20mgebestprice.ru/">tadalafil tablets</a> <a href="http://buycialiswithouteprescription.ru/">click here</a> <a href="http://viagraecanadiense.ru/">canadian viagra pharmacy</a> <a href="http://canadianpharmacynoeprescription.ru/">canadian pharmacies shipping to usa</a> <a href="http://medsfromeindia.ru/">meds from india</a> <a href="http://canadianehealth.ru/">Canadian Pharmacy Without a Doctor Prescription</a> <a href="http://genericacialis20mg.ru/">genericacialis20mg.ru</a&g
t; <a href="http://healthymanviagraereviews.ru/">healthy men viagra</a> <a href="http://maxiforteonline.ru/">buy maxifort</a>

<a href="http://lisinopril10mgnoeprescription.ru/">lisinopril 10 mg no prescription</a> <a href="http://canadaecialis.ru/">canadian cialis 5 mg</a> <a href="http://canadianpharmaciesthatacceptepaypal.ru/">canadian pharmacy online no script</a> <a href="http://cialisfromeindia.ru/">cialis to buy uk</a> <a href="http://blackecialis.ru/">black tadalafil</a> <a href="http://viagrasupereactive150mg.ru/">extra super viagra</a> <a href="http://drugsofecanada.ru/">best pharmacy in canada</a> <a href="http://bactrimeonline.ru/">bactrim ,in canada</a> <a href="http://healthyemancialis.ru/">healthy male</a> <a href="http://canadianpillsestore.ru/">24 hour canadian pharmacy</a>

<a href="http://canadianepharmacies.ru/">canadianepharmacies.ru</a
> <a href="http://primateneemistcanada.ru/">primatene mist canada</a> <a href="http://levitra20mgebestprice.ru/">cheap levitra canada</a> <a href="http://accessrxprescriptionedrugs.ru/">accessrx complaints</a> <a href="http://viagra6freeesample.ru/">free viagra</a> <a href="http://medicationswithouteprescription.ru/">online medications</a> <a href="http://kwikemed.ru/">online pharmacy</a> <a href="http://usaviagraeprices.ru/">usa viagra prices</a> <a href="http://overnightcialisedelivery.ru/">overnight pharmacy 4u cialis</a> <a href="http://overnightcialiseinus.ru/">cialis 5 mg best price usa</a>

cialis injetavel
generic cialis
voucher.cialis.com
<a href="http://cialisle.com/">cialis</a>
best way to buy cialis

cialis and xanax interaction
cialis
achat cialis avis
<a href="http://cialisle.com/">http://cialisle.com/</a>
is there a generic brand of cialis

cvs cost for cialis
http://cialisle.com/
cialis going off patent
<a href="http://www.cialisle.com/">buy generic cialis</a>
long term efficacy of cialis

what's the difference between viagra and cialis and levitra
cialis online
difference between 10mg and 20 mg cialis
<a href="http://cialisle.com/">generic cialis online</a>
cialis flower

cialis free 30 day offer
cialis online
cialis in thailand kaufen
<a href="http://cialisle.com/">buy generic cialis</a>
buspirone and cialis

molecular structure of cialis
buy generic cialis
cialis bez recepty poznaЕ„
<a href="http://cialisle.com/">buy cialis</a>
trt and cialis

buy cialis in canada
<a href="http://sivivienda-ep.gob.ec/index.php?option=com_k2&view=itemlist&ta
sk=user&id=1065190">cheap cialis online canada pharmacy</a>
canadian pharcharmy com
cheap viagra in canada

<a href="http://bestpriceforgenericviagrarx.ru/">best sites for viagra</a> <a href="http://noeprescriptionviagra.ru/">viagra without prescription</a> <a href="http://newehealthyman.ru/">healthy man viagra reviews</a> <a href="http://sildenafilegenericviagra.ru/">sildenafil tadalafil generic</a> <a href="http://healthymaneviagraoffer.ru/">healthy man complaints</a> <a href="http://cialisesamples.ru/">cialis samples</a> <a href="http://bayerelevitra.ru/">bayer generic generic levitra 100mg</a> <a href="http://tadalistaevscialis.ru/">generic synthroid vs levoxyl</a> <a href="http://onlinepharmacyemedications.ru/">online pharmacies canada</a> <a href="http://canadianpharmacyestock.ru/">online canadian pharmacy</a>

How's it going? viagra generic

viagra cheap

us news and world report medical school rankings

other names for generic viagra
viagra online
what would viagra do to a girl
<a href="http://viagrans.com/">http://viagrans.com/</a>
take expired viagra

i think my husband is taking viagra
http://viagrans.com/ - generic Viagra
does viagra keep you hard after coming
buy Viagra online
took half a viagra
<a href="http://viagrans.com">buy Viagra online</a>
viagra u bosni i hercegovini

prices of viagra in kenya
viagra online
viagra + other pills
<a href="http://www.viagrans.com/">http://viagrans.com/</a>
buying viagra online ireland

best dosage for viagra
generic viagra online
using viagra if you don need it
<a href="http://viagrans.com/">http://viagrans.com/</a>
herbal viagra money back guarantee

gia 1 vi thuoc viagra
generic viagra online
who discovered viagra wikipedia
<a href="http://viagrans.com/">viagra</a>
taking viagra into the usa

does viagra make you erect
buy generic viagra
im like niagra but i got right back up like viagra
<a href="http://viagrans.com/">viagra</a>
where to buy viagra over the counter in usa

female viagra and antidepressants
http://viagrans.com/
viagra shot ingredients
<a href="http://viagrans.com/">buy generic viagra</a>
effectiveness of cialis vs. viagra

best viagra tab in india
viagra
viagra flushed face
<a href="http://viagrans.com/">http://viagrans.com/</a>
where to purchase viagra in india

where can i buy viagra in colorado
viagra
boyfriend took viagra
<a href="http://viagrans.com/">generic viagra</a>
excel herbal viagra reviews

when is the viagra patent expire
viagra online
wo kann man in thailand viagra kaufen
<a href="http://viagrans.com/">generic viagra online</a>
typical dose of viagra

herb viagra ingredients
generic viagra online
hexal viagra kaufen
<a href="http://www.viagrans.com/">generic viagra online</a>
viagra pas cher forum

prednisone and viagra
http://viagrans.com/
viagra with overnight shipping
<a href="http://viagrans.com/">http://viagrans.com/</a>
why doesn't insurance cover viagra

is it safe to take viagra once
buy viagra
viagra before or after you eat
<a href="http://www.viagrans.com/">buy viagra</a>
viagra what colour

<a href="http://cialise20mg.ru/">cialis soft tabs 20mg pills:</a> <a href="http://cialisonasaleinusa.ru/">order cialis online usa</a> <a href="http://pfizereviagra.ru/">lowest price viagra 100mg</a> <a href="http://cialiswithouteprescription.ru/">cialis without a, prescription</a> <a href="http://cialise5mg.ru/">walgreens cialis prices</a> <a href="http://cheapviagraonlineecanadapharmacy.ru/">canadian viagra sales</a> <a href="http://viagrapillsforsalerx.ru/">viagra for sale in usa</a> <a href="http://bestprice100mggenericviagrarx.ru/">best online viagra</a> <a href="http://pharmacieseonline.ru/">belize pharmacy online</a> <a href="http://onlineprescriptiondrugsrx.ru/">no prescription pharmacy</a>

marketing mix cialis
cialis preise apotheke schweiz
canadian viagra
what are the side effects of using cialis
<a href="https://goo.gl/XWBD8F">how to take viagra</a>
ship cialis overnight

cialis and flecainide
cialis and percocet interaction
over the counter viagra
what does fake cialis look like
<a href="https://goo.gl/etJFUi">how to get viagra</a>
escitalopram and cialis

cialis hangi firmanД±n
first time cialis use
viagra pills
how long does it take for cialis 10mg to work
<a href="https://goo.gl/fKbQke">buy viagra online</a>
cialis vs viagra pros and cons

what is the difference between generic cialis and brand name cialis
biaxin cialis interaction
generic viagra
cialis causing red eyes
<a href="https://goo.gl/7zd8WM">viagra samples</a>
cialis and bladder cancer

can you take both viagra and cialis
cialis 5mg halbwertszeit
how to get viagra
cialis tadalafil lilly 20mg
<a href="https://goo.gl/HhqmHJ">order viagra online</a>
cialis rezeptfrei berlin

what is the difference between cialis and levitra
is cialis safer than levitra
over the counter viagra
cialis hepsiburada
<a href="https://goo.gl/HhqmHJ">online viagra</a>
does cialis show up in a drug test

cialis delivered overnight
stop taking cialis
how much does viagra cost
bypass surgery and cialis
<a href="https://goo.gl/5gzbYn">viagra for sale</a>
cialis with nitroglycerin

cialis en andorre
cialis in pulmonary hypertension
generic viagra online
cialis perth wa
<a href="https://goo.gl/ZDRF8M">order viagra online</a>
cialis lilly espaГ±a

drug interactions for cialis
hace mal tomar cialis
viagra online
can i take cialis after viagra
<a href="https://goo.gl/RsKRNk">where can i buy viagra</a>
cialis lilly kosten

how to get free sample of viagra
http://hqviagrauro.com/ - cheap viagra free shipping
internetapotheke viagra generika
<a href="http://hqviagrauro.com/">cheap price viagra</a>
what does viagra do for a woman
cheap viagra without prescription
use of viagra by age

cheap cialis in the usa
czy mozna kupic cialis w aptece bez recepty
online viagra
cialis in spanje kopen
<a href="https://goo.gl/2xYdNQ">levitra vs viagra</a>
indications of cialis

cialis and impotence
can you take cialis and zoloft together
viagra 100mg
cialis not working why
<a href="https://goo.gl/WuXgMq">over the counter viagra</a>
koronare herzkrankheit cialis

cialis notizie
cialis for daily use costs
over the counter viagra
can you use cialis for premature ejaculation
<a href="https://goo.gl/G8txgA">cheap viagra online</a>
buy cialis free shipping

side effect of cialis 20 mg
how much cialis should i take the first time
viagra canada
obat kuat cialis 80 mg
<a href="https://goo.gl/R6tvDN">online viagra</a>
cialis and herpes

cialis thailand legal
http://cialisle.com - cialis
cialis really works
buy cialis
inlocuitor cialis
<a href="http://cialisle.com">cialis online</a>
dose of cialis

cialis works good
http://cialisle.com - http://cialisle.com
cialis thailand online
http://cialisle.com
should cialis be taken everyday
<a href="http://cialisle.com">cialis online</a>
woman in the cialis commercial

recipes for using cbd oil for pain control - https://cbdhempoilsale.us cbd oil benefits for skin - https://cbdhempoilsale.us cbd oil for oral cancer in dogs - https://cbdhempoilsale.us
cbd oil capsules best cbd capsules marijuana cbd oil online

cbd oil capsules for sale <a href="https://cbdhempoilsale.us/">cbd oil for dogs with seizures dosage - https://cbdhempoilsale.us</a> cbd oil for pain thru amazon - https://cbdhempoilsale.us
best source for cbd concentrate <a href="http://cbdoilsale.online/">how much cbd oil for dogs with cancer - cbdhempoilsale.us</a> cbd hemp oil for sale

difference entre viagra and cialis
http://cialisle.com - cialis online
difference between cialis 36 hour and daily
buy cialis
şahan gökbakar cialis hoca
<a href="http://cialisle.com">cialis</a>
daily cialis how long

what is better cialis levitra or viagra
http://cialisle.com - http://cialisle.com
where to buy cialis online in canada
buy cialis
cialis in nepal
<a href="http://cialisle.com">buy cialis online</a>
buy cialis online from uk

cialis to overcome performance anxiety
http://cialisle.com - buy cialis
buy generic cialis online without prescription
cialis online
cuando empieza a hacer efecto cialis
<a href="http://cialisle.com">buy cialis online</a>
is it safe to take 40mg of cialis

<a href="http://levitraeforsale.ru/">levitra professional</a> <a href="http://cialis5mgebestprice.ru/">best prices for viagra cialis</a> <a href="http://cheapzoloftwithouteprescription.ru/">india pharamcy zoloft </a> <a href="http://candianepharmacy.ru/">canadian pharmacy </a> <a href="http://canadianemedicine.ru/">canadian pharmacy no prescription</a> <a href="http://canadianemedicaments.ru/">Canadian medications</a> <a href="http://buyingeclomidonline.ru/">buy clomid for men</a> <a href="http://brandnameecialis.ru/">genuine cialis brand from europe</a> <a href="http://wholesaleeviagra100mg.ru/">wholesale viagra 100mg</a> <a href="http://wheretobuyedoxycyclinefordogs.ru/">doxycycline purchase in china</a>

user reviews of cialis
http://cialisle.com - cialis online
jual cialis yogyakarta
http://cialisle.com
words that rhyme with cialis
<a href="http://cialisle.com">http://cialisle.com</a>
effects of cialis on body

can u take cialis and viagra at the same time
http://cialisle.com - cialis
cialis y hemorroides
cialis online
cialis che dose
<a href="http://cialisle.com">buy cialis</a>
cialis for sale in ireland

starting dosage for cialis
http://cialisle.com - buy cialis
what is difference between viagra and cialis
cialis online
what the best viagra or cialis
<a href="http://cialisle.com">cialis online</a>
cialis no me hizo nada

does cialis work for ed
http://cialisle.com/ - cialis
will blue cross pay for cialis
buy cialis
enzyte cialis
<a href="http://cialisle.com">http://cialisle.com</a>
cialis for voiding

purchasing cialis in australia
http://cialisle.com - buy cialis
fake cialis singapore
cialis
i took cialis and it didn't work
<a href="http://cialisle.com">buy cialis</a>
cialis korea

price of cialis at walgreens
http://cialisle.com - http://cialisle.com
difference in cialis and viagra
cialis
can you buy cialis at walmart
<a href="http://cialisle.com">http://cialisle.com</a>
prostate bph and cialis

cialis anwendung wirkung
http://cialisle.com - cialis
buy cialis black online
http://cialisle.com
off label use for cialis
<a href="http://cialisle.com">cialis online</a>
cialis dosage compared to viagra

tomar alcohol y cialis
http://cialisle.com - http://cialisle.com
cialis for ssri
cialis online
cialis lithium interaction
<a href="http://cialisle.com">cialis</a>
insurance that pays for cialis

overseas pharmacy cialis
http://cialisle.com - buy cialis online
where to buy cialis in new york
buy cialis
what is more effective cialis or levitra
<a href="http://cialisle.com">cialis online</a>
how soon can you take viagra after cialis

cialis 5mg time
http://cialisle.com - http://cialisle.com
toko obat cialis surabaya
buy cialis
is cialis allowed in dubai
<a href="http://cialisle.com">buy cialis online</a>
cipro and cialis

cialis everyday effectiveness
http://cialisle.com - http://cialisle.com
is it dangerous for a woman to take cialis
cialis online
cialis and pulse rate
<a href="http://cialisle.com">http://cialisle.com</a>
efek samping cialis viagra

cialis spanien apotheke
http://cialisle.com - http://cialisle.com
cialis effets long terme
cialis online
cialis and excessive drinking
<a href="http://cialisle.com">http://cialisle.com</a>
where to buy cialis in the usa

mixing poppers and cialis
http://cialisle.com - buy cialis online
buy cialis over the counter uk
cialis
cialis und atacand
<a href="http://cialisle.com">cialis online</a>
is cialis bad for the liver

home recipe for viagra
http://viagrabs.com - buy viagra
pfizer connection to care viagra
buy viagra
age to start viagra
<a href="http://www.viagrabs.com">http://viagrabs.com</a>
can you get an online prescription for viagra

viagra used for weightlifting
http://viagrabs.com - viagra online
is it legal to order viagra online in canada
buy viagra
where to buy viagra jakarta
<a href="http://viagrabs.com">buy viagra</a>
how many times a week can you take viagra

how to make red viagra
http://viagrabs.com - viagra online
i get right back up like viagra
http://viagrabs.com
anyone try viagra
<a href="http://www.viagrabs.com">buy viagra</a>
is viagra prescription only in uk

online viagra tablets in india
http://viagrabs.com - viagra online
where to buy viagra in sheffield
buy viagra online
what was used before viagra
<a href="http://viagrabs.com">buy viagra</a>
v is for viagra.rar

as many as 30 percent of viagra users have experienced
http://viagrabs.com - viagra online
viagra banned in olympics
buy viagra online
viagra to treat raynaud's
<a href="http://www.viagrabs.com">buy viagra</a>
active ingredient in viagra and cialis

review of generic viagra
http://viagrabs.com - viagra online
viagra before alcohol
buy viagra online
viagra with food or empty stomach
<a href="http://viagrabs.com">viagra</a>
method of using viagra

viagra aus thailand einfГјhren
http://viagrabs.com - viagra online
have you ever used viagra
viagra online
natural viagra herbs
<a href="http://viagrabs.com">http://viagrabs.com</a>
viagra herbal alternative

best place to buy viagra online uk forum
http://viagrabs.com - buy viagra
long term health risks of viagra
buy viagra
football player use viagra
<a href="http://viagrabs.com">viagra</a>
viagra for a 28 year old

what year was viagra discovered
http://viagrabs.com - viagra
can you buy viagra in boots uk
buy viagra
juicing slang viagra
<a href="http://www.viagrabs.com">http://viagrabs.com</a>
herbal viagra reviews

try viagra for free
http://viagrabs.com - buy viagra
viagra with amphetamine
http://viagrabs.com
how long before viagra kicks in
<a href="http://www.viagrabs.com">http://viagrabs.com</a>
does alcohol diminish the effects of viagra

ВХОД НА САЙТ